Законотворческий процесс в Государственной Думе

ПРАВОЗАЩИТНЫЙ АНАЛИЗ
Выпуск 49 (обзор за декабрь 2002 года)
24 января 2003 года

Армия и права человека

Раздел 1.
Законопроекты с предложениями о предоставлении отсрочек от призыва на военную службу педагогам и выпускникам сельскохозяйственных высших учебных заведений и гражданам, проходящим службу в органах внутренних дел и органах уголовно-исполнительной системы, не имеющим высшего образования

В повестку дня пленарного заседания Государственной Думы 20 декабря 2002 г. были включены для рассмотрения в первом чтении и на том же заседании отклонены:

1. Законопроект N 181609-3 "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (о праве на отсрочку от призыва на военную службу для педагогических работников городских образовательных учреждений) (В архиве Zip, 6 Кб)
Внесен депутатами Государственной Думы А.В. Шишловым, И.М. Хакамада, А.А. Кокошиным, О.Н. Смолиным, И.И. Мельниковым, Г.К. Сафаралиевым, А.М. Шелеховым, А.Г. Арбатовым, Э. А. Воробьевым, Ф. Г. Зиятдиновой, Н. А. Овчинниковым, В. Р. Пашуто 19.02.2002 г. Профильный комитет - Комитет по обороне. Комитет по образованию и науке представил положительный отзыв на законопроект.

2. Законопроект N 240735-3 "О внесении изменения в пункт 2 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (о праве на отсрочку от призыва на военную службу для педагогических работников городских образовательных учреждений). (В архиве Zip, 4 Кб)
Внесен Государственным Советом Республики Татарстан 14.12.2001 г. Профильный комитет - Комитет по обороне.

3. Законопроект N 162239-3 "О внесении изменения в статью 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (о праве на отсрочку от призыва на военную службу для педагогических работников образовательных учреждений малых городов). (В архиве Zip, 5 Кб)
Внесен депутатами Государственной Думы В.В. Гальченко и В.Я. Пекаревым 20.09.2002 г. Профильный комитет - Комитет по обороне.

4. Законопроект N 208200-3 "О внесении дополнения и изменения в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" (о праве на отсрочку от призыва на военную службу на 2 года для работников сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, расположенных в сельской местности). (В архиве Zip, 5 Кб)
Внесен Курской областной Думой 20.05.2002 г. Профильный комитет - Комитет по обороне.

5. Законопроект N 213774-3 "О внесении дополнения и изменения в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" (о праве на отсрочку от призыва на военную службу для граждан, имеющих высшее сельскохозяйственное образование и постоянно работающих по специальности в сельской местности). (В архиве Zip, 5 Кб)
Внесен Белгородской областной Думой 7.06.2002 г. Профильный комитет - Комитет по обороне.

6. Законопроект N 222543-3 "О внесении дополнений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" (о праве на отсрочку от призыва на военную службу для специалистов с высшим образованием, занятых в сельскохозяйственном производстве). (В архиве Zip, 4 Кб)
Внесен Тюменской областной Думой 3.07.2002 г. Профильный комитет - Комитет по обороне.


Общий комментарий к шести предложенным законопроектам

При рассмотрении на пленарном заседании 20.12.2002 эти шесть законопроектов были объединены в два блока. В первый блок были включены три законопроекта о предоставлении права на отсрочку от призыва на военную службу выпускникам педагогических ВУЗов России, во второй - выпускникам сельскохозяйственных ВУЗов.

Первый блок представлял председатель Комитета Госдумы по образованию и науке А. В. Шишлов, второй - депутат В. В. Гуков.

От профильного комитета им оппонировал Е. А. Зеленов.

Первые два законопроекта первого блока по существу одинаковы, но в проекте N 181609-3 изменение в ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" сформулировано более корректно с правовой точки зрения. Третий законопроект (о предоставлении отсрочки от призыва только педагогам, работающим в малых городах) не рассматривался. Он был отозван авторами, депутатами Госдумы В. В. Гальченко и В. Я. Пекаревым. Советом Госдумы этот законопроект был снят с дальнейшего рассмотрения еще 3.10.2002 г., но почему-то был включен в повестку дня 20.12.2002 г.

Авторы законопроектов первого блока и выступающие в поддержку этих законопроектов депутаты обосновывали свои предложения следующими доводами:

  1. Педагогов в школах России не хватает.
  2. Государством не обеспечивается приоритетность образования, установленная Федеральным законом "Об образовании".
  3. После службы в армии граждане обзаводятся семьей и хозяйством и из-за низкой зарплаты педагога (в среднем по России 1000-1600 руб., что значительно ниже прожиточного минимума трудоспособного гражданина) не хотят работать в школах; кроме того, во многих регионах России часты задержки с выплатой зарплаты.
  4. Организация военной службы по призыву, установленная общевоинским Уставом внутренней службы в Вооруженных Силах РФ, и ее большая продолжительность препятствуют закреплению полученных при обучении в педагогических ВУЗах навыков педагогической работы по обучению и воспитанию детей и подростков.
  5. Продолжается процесс старения педагогов, число уходящих на пенсию педагогов во много раз превышает число приходящих на работу в школы выпускников педагогических ВУЗов.
  6. В 2001 году в школах России было всего 13% мужчин-педагогов; во многих школах уроки физкультуры, труда и даже основы военной подготовки ведут педагоги-женщины; в результате мальчики не получают нужного для них воспитания и образования.
  7. В России ежегодно увеличивается число неполных семей, в которых воспитанием мальчиков заняты женщины (матери-одиночки).
  8. Предоставление педагогам отсрочки от призыва на военную службу будет способствовать поступлению абитуриентов-мужчин в педагогические ВУЗы и привлечению молодых мужчин-педагогов к работе в школах.

Предложенные на рассмотрение законопроекты второго блока - о предоставлении права на отсрочку от призыва на военную службу выпускникам сельскохозяйственных ВУЗов - отличаются условиями предоставления этой отсрочки. Курское законодательное собрание предложило предоставлять отсрочку от призыва на военную службу только на 2 года гражданам, имеющим высшее сельскохозяйственное образование, постоянно работающим в сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятиях, расположенных в сельской местности. Белгородская областная Дума не указала специфику предприятий, на которых работающим по полученной в ВУЗе сельскохозяйственной специальности гражданам предоставляется отсрочка от призыва, и предложила предоставлять эту отсрочку на все время работы на этих предприятиях. Тюменское законодательное собрание предложило предоставлять отсрочку от призыва гражданам, имеющим высшее образование по специальностям: агрономия, агроэкология, механизация сельского хозяйства, ветеринария, водные биоресурсы и аквакультура, зоотехника, постоянно работающим в сельской местности по этим специальностям.

Депутаты, представившие эти законопроекты на пленарном заседании 20 декабря, очень робко отстаивали свои предложения. Их доводы:

  1. На сельскохозяйственных предприятиях очень мало квалифицированных специалистов, в том числе среди руководителей сельхозпредприятий.
  2. Длительная военная служба по призыву не позволяет гражданам закрепить практикой полученные в сельскохозяйственном ВУЗе знания.
  3. После увольнения с военной службы по призыву граждане не хотят жить и работать в сельской местности.
  4. В стране смертность выше рождаемости (в Курской области - в 7 раз). Причину этого депутат Госдумы В.В. Гуков видит в том, что уже много лет прилавки магазинов завалены некачественными иностранными продуктами питания (из выступления).

Все шесть законопроектов получили отрицательные отзывы Комитета Госдумы по обороне, Правительства РФ, подписанные В. И. Матвиенко и А. Л. Кудриным.

Комитет по обороне дал одинаковые отрицательные заключения по предложенным законопроектам и обосновал свои рекомендации к их отклонению следующими аргументами:

  1. Личный состав Вооруженных Сил РФ не полностью укомплектован военнослужащими по призыву, т.к. на военную службу призывается лишь от 11 до 13% от общей численности граждан, состоящих на воинском учете.
  2. Кадровая проблема существует в большинстве федеральных структур, необходимых государству, однако в Вооруженных Силах РФ она "может быть решена только одним путем - путем расширения круга граждан, подлежащих призыву на военную службу".
  3. Улучшение качественного состава кадров сферы образования и сельского хозяйства нельзя связывать с "необходимостью исполнения гражданами РФ своей конституционной обязанности".
  4. Кадровую проблему сферы образования и сельского хозяйства нельзя решать "ценой еще большего обострения проблемы комплектования Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов".
  5. Предоставление отсрочки от призыва на военную службу педагогам городских образовательных учреждений приведет к оттоку кадров из сельских образовательных учреждений.
  6. Комплектование образовательных учреждений педагогами, не прошедшими военную службу, "негативно скажется на качестве обязательной подготовки учащихся и студентов к военной службе, включая их военно-патриотическое воспитание".
  7. Кадровая проблема сферы образования и сельского хозяйства "могла бы быть решена в рамках введения в России института альтернативной гражданской службы".

Эти аргументы, однако, неубедительны, т.к.:

а) упоминаемое в заключениях Комитета по обороне число призываемых ежегодно на военную службу юношей, составляющее 11-13% от всех граждан РФ, состоящих на воинском учете, должно быть очень большим и вполне достаточным, чтобы обеспечить комплектование армии военнослужащими по призыву, поскольку на воинском учете состоят граждане до 45-55 лет (см. статью 53 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе");

б) кадровую проблему в Вооруженных Силах России следует решать не увеличением призыва на военную службу необученных юношей, а набором в армию по контракту граждан, для которых военная служба - профессия;

в) конституционной обязанностью всех граждан России, в том числе всех женщин, является защита Отечества, а вовсе не военная служба по призыву (ч. 1 статьи 59 Конституции РФ);

г) положительное решение кадровых проблем сферы образования и сельского хозяйства будет способствовать укреплению государства, поскольку улучшит благосостояние граждан, тогда как предлагаемое Комитетом по обороне решение этой проблемы путем введения института альтернативной гражданской службы, основанного на принуждении, наоборот, ослабит государство;

д) отсутствие в школах страны педагогов-мужчин негативно сказывается на качестве подготовки учащихся и студентов не только к военной службе, но вообще к профессиональной трудовой деятельности, а также на качестве физической подготовки молодежи.

Правительство РФ обосновало свои отрицательные отзывы на все шесть законопроектов желанием их авторов "расширить круг лиц, которым предоставляются отсрочки от призыва на военную службу", а также "трудностями с комплектованием Вооруженных Сил РФ". По мнению Правительства, "доля граждан, которых можно призвать на военную службу, составляет чуть более 11% от общей численности граждан, состоящих на воинском учете призывников" - в отличие от мнения Комитета Госдумы по обороне, который считает эту долю равной 11-13% от всех состоящих на воинском учете граждан. Кто же прав?

Кроме того, Правительство предполагает, что предоставление отсрочек от призыва на военную службу педагогам городских школ "приведет к оттоку молодых специалистов из сельских школ в городские образовательные учреждения, обусловленному различиями в социально-бытовых условиях проживания в городе и сельской местности".

Таким образом, законодательная власть и Правительство РФ предприняли все, чтобы не допустить уменьшения призыва и сохранить Вооруженные Силы советского образца. Они показали, что не слишком обеспокоены критическим состоянием кадрового обеспечения образования и сельского хозяйства.


7. Законопроект N 237341-3 "О внесении изменений и дополнения в статью 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (об отсрочке от призыва на военную службу гражданам, проходящим службу в органах внутренних дел и органах уголовно-исполнительной системы, не имеющим высшего образования). Внесен депутатом Государственной Думы В. В. Похмелкиным 06.09.02 г. Профильный комитет - Комитет по обороне.

На этот проект Комитет Госдумы по обороне и Правительство дали стандартный отрицательный отзыв и даже не заметили того обстоятельства, что принятие этого законопроекта могло бы стать шагом к исключению существующей в настоящее время коллизии федеральных законов "О воинской обязанности и военной службе" и "О милиции" в отношении призыва на военную службу граждан, не имеющих высшего образования и проходящих службу в органах внутренних дел (см. также комментарий к п.4 раздела 2 настоящего обзора). Проект был отклонен.

Дальше...
Голосование депутатов Государственной Думы
Оглавление выпуска