Проект внесен Мэром Москвы

Отзыв ПЦ "Мемориал" на проект закона

“О национальных отношениях в городе Москве”

Исходя из того, что в соответствии с положениями Конституции и законов Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права каждому человеку и гражданину гарантировано равенство прав и свобод независимо от их расовой, национальной и языковой принадлежности и что реализация этих прав является основополагающим признаком становления гражданского общества, исходя из того, что в городе Москве проживают граждане, относящие себя к различным национальностям и нуждающиеся в создании условий для выражения, сохранения и развития своей национально-культурной самобытности, учитывая специфику города Москвы как многонационального мегаполиса, столицы и субъекта Российской Федерации, руководствуясь необходимостью реализации “Концепции государственной национальной политики Российской Федерации” в интересах сохранения и укрепления межнационального согласия в городе Москве, принимается Закон города Москвы “О национальных отношениях в городе Москве”.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

Предметом регулирования настоящего закона являются общественные отношения в социально-культурной, общественно-политической и информационной сферах между гражданами, проживающими в городе Москве и относящими себя к различным национальностям, а также их отношения с органами власти, должностными лицами органов власти города Москвы, возникающие в связи с реализацией прав и свобод, связанных с национальной принадлежностью граждан и установленных нормами международного права, Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Уставом города Москвы, иными законодательными актами города Москвы, а также настоящим Законом.

Статья 2. Пределы действия настоящего Закона

Действие настоящего закона распространяется на органы власти города Москвы (органы власти города и районов), должностных лиц органов власти, организации, общественные объединения, жителей Москвы и лиц, временно пребывающих на ее территории в связи с общественными отношениями, регулируемыми настоящим Законом.

Статья 3. Задачи государственной национальной политики в городе Москве

Задачами государственной национальной политики в городе Москве являются обеспечение социальных и гражданских прав относящих себя к различным национальностям жителей Москвы и лиц, временно пребывающих на ее территории, создание условий для свободного выражения, сохранения и развития их национально-культурной самобытности, удовлетворения их национально-культурных, национально-образовательных и иных запросов в интересах укрепления межнационального мира и стабильности в обществе.

Статья 4. Правовая основа национальных отношений в городе Москве

Правовую основу национальных отношений в городе Москве составляют Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав города Москвы, настоящий Закон, иные законодательные и нормативно-правовые акты города Москвы.

Глава II. Принципы национальных отношений в городе Москве

Статья 5. Основные принципы национальных отношений в городе Москве

В соответствии с целями государственной национальной политики национальные отношения в городе Москве должны основываться на принципах:
защиты прав и свобод, недискриминации жителей Москвы и лиц, временно пребывающих на ее территории, независимо от их расовой и национальной принадлежности, уважения национальных особенностей, языка и культуры каждого;
свободы определения каждым его национальной принадлежности;
свободы развития национальных культур с учетом необходимости укрепления духовной общности россиян, общего культурного пространства в городе Москве и роли русского языка как государственного языка Российской Федерации;
многообразия форм национальной самоорганизации;
законности;
сочетания личной и общественной инициативы с государственной защитой и поддержкой.
Данные принципы применяются и действуют в их совокупности, и ни один из них не может быть противопоставлен другим принципам. Осуществление прав и свобод относящих себя к данной национальности жителей Москвы и лиц, временно пребывающих на ее территории, не должно наносить ущерб гражданам, относящим себя к другим национальностям.

Статья 6. Защита прав и свобод, недискриминация жителей Москвы и лиц, временно пребывающих на ее территории

Настоящий Закон в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией Российской Федерации и федеральными законами направлен на защиту прав и свобод жителей Москвы и лиц, временно пребывающих на ее территории, независимо от расы, национальности и языка.
Национальные отношения в городе Москве как столице и субъекте Российской Федерации должны строиться с учетом интересов жителей Москвы и лиц, временно пребывающих на ее территории, независимо от их национальной принадлежности и иных связанных с ней обстоятельств, и быть направлены на достижение общности, единства и взаимопонимания всего многонационального населения Москвы.

Статья 7. Право на свободу определения национальной принадлежности

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый житель Москвы и лицо, временно пребывающее на ее территории, вправе самостоятельно определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
Органы власти города Москвы, их должностные лица не вправе обязывать жителей Москвы и лиц, временно пребывающих на ее территории, указывать свою национальную принадлежность.

Статья 8. Сохранение общего культурного пространства в городе Москве на основе государственного языка Российской Федерации

Органы власти города Москвы, их должностные лица, национально-культурные автономии и национальные общественные объединения создают условия для сохранения общего культурного пространства в городе Москве на основе русского языка как государственного языка Российской Федерации и с учетом исторической консолидирующей роли многонациональной российской культуры.

Статья 9. Многообразие форм национальной самоорганизации в городе Москве

Жители Москвы самостоятельно определяют пути и формы своего национально-культурного развития.
В целях сохранения и развития своей национально-культурной самобытности жители Москвы могут создавать национально-культурные автономии, а также национальные общественные объединения в городе Москве (национальные центры, общества, ассоциации и другие объединения).
Осуществление права на создание национально-культурных автономий и национальных общественных объединений не должно наносить ущерб жителям Москвы, относящим себя к другим национальностям.
Участие или неучастие жителей Москвы в деятельности национально-культурных автономий и национальных общественных объединений не может служить основанием для ограничения их прав и свобод.

Статья 10. Законность в области национальных отношений

Действия в сфере национальных отношений органов власти города Москвы, их должностных лиц, жителей Москвы и лиц, временно пребывающих на ее территории, а также общественных объединений не могут противоречить Конституции Российской Федерации, международным договорам Российской Федерации, законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Уставу, законам и иным нормативным правовым актам города Москвы.
Ничто в настоящем законе, других законах и нормативных правовых актах города Москвы не может быть использовано для нарушения прав и свобод человека и гражданина, установленных Конституцией Российской Федерации и общепризнанными принципами и нормами международного права.

Статья 11. Запрет на дискриминацию по признакам расовой и национальной принадлежности

В соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы в городе Москве запрещаются действия, пропаганда или агитация, направленные на ограничение законных прав и свобод жителей Москвы по признакам расовой или национальной принадлежности, оскорбление национального достоинства, установление национального, расового, языкового превосходства, а также иные действия, направленные на дискриминацию по указанным признакам, разжигание расовой, национальной, языковой и религиозной розни и ненависти, применение или угрозу применения насилия или преследования в иных формах.
Органы власти города Москвы, их должностные лица принимают необходимые меры для предотвращения и пресечения указанных действий и несут предусмотренную законодательством Российской Федерации и города Москвы ответственность за непринятие таких мер.

Статья 12. Сочетание личной и общественной инициативы с государственной защитой и поддержкой

Органы власти города Москвы, их должностные лица оказывают поддержку личной и общественной инициативе, направленной на реализацию общественно значимых программ, проектов, мероприятий в области культуры, образования, просвещения, информации.
В целях реализации данного закона органы власти города Москвы должны взаимодействовать с национально-культурными автономиями и национальными общественными объединениями.

Глава III. Права на свободное сохранение и развитие национальной культуры, национального (родного) языка и национально-культурной самобытности

Статья 13. Права жителей Москвы и лиц, временно пребывающих на ее территории, в сфере национальной культуры

В целях реализации права на сохранение и развитие национальной культуры жители Москвы, лица, временно пребывающие на ее территории, национально-культурные автономии и национальные общественные объединения могут:
 — создавать в городе Москве негосударственные учреждения национальной культуры: театры, культурные центры, музеи, библиотеки, клубы, студии и другие учреждения;
 — организовывать национальные творческие коллективы профессионального и самодеятельного искусства;
 — проводить мероприятия в области национальной культуры: мемориальные, праздничные, литературные, музыкальные вечера, выставки, конференции, встречи и другие мероприятия;
 — учреждать организации, занимающиеся народными художественными промыслами и ремеслами;
 — разрабатывать и представлять в органы власти города Москвы предложения об охране культурного наследия и развитии национальной культуры.
 — иметь иные права в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

Статья 14. Осуществление национально-культурных обрядов и традиций на территории города Москвы

Порядок осуществления национально-культурных обрядов и традиций на территории города Москвы определяется законодательством Российской Федерации и законодательством города Москвы.
Запрещается использование национальных традиций и обрядов для разжигания национальной розни, оскорбления национального достоинства, проявления расового и национального экстремизма и нетерпимости. В отношении лиц и организаций, допустивших такие действия, применяются меры ответственности, установленные законодательством Российской Федерации и города Москвы.

Статья 15. Государственная поддержка права жителей Москвы на свободное сохранение и развитие национально-культурной самобытности

Поддержка органами власти города Москвы права жителей Москвы на свободное сохранение и развитие национально-культурной самобытности может обеспечиваться:
 — финансовым, организационным, информационным и методическим содействием реализации общественно значимых программ, проектов, мероприятий национально-культурных автономий и национальных общественных объединений в области культуры, образования, просвещения, информации;
 — определением отдельной строкой в бюджете города Москвы ассигнований, направляемых на финансирование мероприятий по поддержке национальных культур;
 — созданием и обеспечением условий функционирования государственных и муниципальных образовательных учреждений с этнокультурным компонентом образования в городе Москве в соответствии с потребностями жителей Москвы, относящих себя к определенным национальностям;
 — созданием или участием в создании организаций национально-культурной направленности: театров, музеев, библиотек, культурных и спортивных центров, творческих коллективов и других организаций;
 — содействием организации телевизионных и радиопрограмм, созданию печатных средств массовой информации, подготовке постоянных рубрик, специальных публикаций, посвященных истории и культуре народов, развитию национально-культурных движений в России и в Москве;
 — созданием условий функционирования Государственного учреждения “Московский дом национальностей” как центра культурной консолидации жителей Москвы, относящих себя к различным национальностям, координации деятельности национально-культурных автономий и национальных общественных объединений, их взаимодействия с органами государственной власти;
 — мерами по охране национальных, исторических и культурных памятников в городе Москве, организацией в необходимых случаях их реставрации;
 — организацией или содействием организации массовых мероприятий в области национальной культуры (дней национальной культуры, национальных праздников, фестивалей, смотров, выставок и других мероприятий);
 — формированием эффективных механизмов взаимодействия органов власти города Москвы с национально-культурными автономиями и национальными общественными объединениями;
 — созданием и поддержкой деятельности Консультативного совета по делам национально-культурных автономий при Правительстве Москвы и иных консультативно-совещательных органов при органах власти города Москвы по вопросам реализации государственной национальной политики;
 — заключением договоров и соглашений с органами государственной власти и местного самоуправления, а также негосударственными организациями других субъектов Российской Федерации и зарубежных государств по вопросам развития национальных культур в интересах жителей Москвы.

Статья 16. Получение и распространение информации на национальном (родном) языке, свободное использование национального (родного) языка

Жители Москвы, национально-культурные автономии, национальные общественные объединения вправе получать и распространять информацию на национальном (родном) языке, иметь доступ к информации на этом языке, учреждать и поддерживать средства массовой информации на национальном (родном) языке.
Органы власти города Москвы содействуют свободе использования национальных языков на территории города Москвы при условии сохранения единого языкового пространства.

Статья 17. Получение образования в учреждениях с этнокультурным компонентом образования в городе Москве

Жителям Москвы гарантируются равные возможности получения образования в любом государственном и муниципальном образовательном учреждении независимо от их расовой, национальной и языковой принадлежности и обстоятельств, связанных с такой принадлежностью.
В соответствии с возможностями московской системы образования для реализации права на получение образования с углубленным изучением национального (родного) языка, национальной истории и культуры в городе Москве могут создаваться и поддерживаться органами власти дошкольные и общеобразовательные учреждения, а также учреждения дополнительного образования с этнокультурным компонентом образования. Финансовая поддержка таких учреждений осуществляется из бюджетных средств, выделяемых на развитие образования в городе Москве.
Содержание образования в городе Москве должно содействовать межнациональному общению, взаимопониманию и сотрудничеству между жителями Москвы независимо от их расовой, национальной и языковой принадлежности.
Органы власти города Москвы вправе оказывать материальную и финансовую поддержку негосударственным учреждениям с этнокультурным компонентом образования, имеющим государственную аккредитацию.

Глава IV. Национально-культурные автономии и национальные общественные объединения

Статья 18. Национально-культурные автономии и национальные общественные объединения в городе Москве

Национальные общественные объединения в городе Москве (национальные центры, ассоциации, общества и другие объединения) создаются и действуют в соответствии с Федеральными законами “Об общественных объединениях” и “О некоммерческих организациях”. Национально-культурные автономии, как особый вид национальных общественных объединений, создаются и действуют в соответствии с указанными федеральными законами и Федеральным законом “О национально-культурной автономии”.
Национально-культурные автономии в городе Москве могут быть местными (создаваемыми на уровне территориальных единиц города Москвы) и региональными (создаваемыми на общегородском уровне). Местные национально-культурные автономии создаются национальными общественными объединениями, зарегистрированными в органе юстиции города Москвы.
Московская региональная национально-культурная автономия учреждается местными национально-культурными автономиями. Местная национально-культурная автономия может быть принята в члены московской региональной национально-культурной автономии в соответствии с ее уставом.
Национально-культурные автономии, особенно имеющие статус московских региональных, пользуются приоритетом перед национальными общественными объединениями при рассмотрении органами власти города Москвы вопросов государственной поддержки национальных объединений.

Статья 19. Права национально-культурных автономий и национальных общественных объединений

Национально-культурные автономии и национальные общественные объединения, создаваемые в городе Москве, могут:
 — сохранять и развивать историческое и культурное наследие, иметь свободный доступ к ценностям национальных культур;
 — развивать и поддерживать национальные традиции и обычаи, народные художественные ремесла и промыслы;
 — создавать учреждения культуры и искусства, негосударственные образовательные учреждения с этнокультурным компонентом образования и обеспечивать их функционирование;
 — заниматься предпринимательской деятельностью в целях решения уставных задач в области культуры, образования, просвещения, информации;
 — получать поддержку со стороны органов власти города Москвы, необходимую для сохранения и развития национально-культурной самобытности, национального (родного) языка и национальной культуры в пределах средств, предусмотренных на эти цели в бюджете города Москвы;
 — обращаться в органы власти города Москвы для представления, реализации и защиты прав и интересов жителей Москвы, связанных с их национальной принадлежностью;
 — участвовать через своих полномочных представителей в деятельности международных неправительственных организаций;
 — оказывать содействие деятельности средств массовой информации, связанной с освещением исторического и культурного наследия народов Российской Федерации, актуальных проблем национальных отношений в городе Москве;
 — устанавливать и поддерживать гуманитарные контакты с гражданами, общественными организациями иностранных государств;
 — иметь иные права в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы.

Статья 20. Государственная поддержка деятельности национально-культурных автономий и национальных общественных объединений в городе Москве

Органы власти города Москвы содействуют реализации права национально-культурных автономий и национальных общественных объединений на финансовую, информационную, методическую поддержку реализуемых ими общественно значимых программ, проектов, мероприятий в области культуры, образования, просвещения, информации.
Для достижения целей государственной национальной политики органы власти Москвы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы:
 — предусматривают в бюджете города Москвы ассигнования для финансовой поддержки общественно значимых программ, проектов и мероприятий общемосковского значения, реализуемых национально-культурными автономиями и национальными общественными объединениями в области культуры, образования, просвещения, информации.
 — на основании предложений национально-культурных автономий и национальных общественных объединений могут в установленном порядке предоставлять льготы по налогам и сборам, зачисляемым в бюджет города Москвы, а также устанавливать для них льготные ставки арендной платы в порядке, предусмотренном для некоммерческих организаций культуры и образования в соответствии с законодательным и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
Финансовая поддержка оказывается в соответствии с федеральными законами “О национально-культурной автономии” и “Об общественных объединениях” и может осуществляться на основе договоров органов власти города Москвы с национально-культурными автономиями и национальными общественными объединениями.
Программы, проекты и мероприятия, в отношении которых осуществляется финансовая поддержка, определяются в порядке, устанавливаемом органами исполнительной власти города Москвы с участием представителей национально-культурных автономий и национальных общественных объединений, а также, при необходимости, независимых экспертов. Контроль за целевым использованием  выделенных  средств  осуществляется  финансовыми  органами города Москвы  в  соответствии  с законодательными  и  иными  нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

Статья 21. Взаимодействие национально-культурных автономий и национальных общественных объединений с органами власти города Москвы

В целях обеспечения эффективности реализации государственной национальной  политики в городе Москве, координации деятельности национально-культурных автономий и национальных общественных объединений в области развития  национальной  культуры, национального  (родного)  языка, сохранения  и  развития национально-культурной  самобытности,  а также обеспечения защиты прав, свобод и интересов жителей Москвы, связанных с их национальной принадлежностью,  при  органах исполнительной  власти  города Москвы могут создаваться постоянно действующие консультативно-совещательные органы.
Порядок  создания, деятельности  и ликвидации, а  также состав Консультативного совета  по  делам  национально-культурных  автономий  при Правительстве Москвы определяется Правительством Москвы.
Консультативный совет  по делам  национально-культурных автономий  при Правительстве  Москвы  состоит  из  делегированных  на  определенный  срок представителей региональных национально-культурных автономий.
Порядок создания, деятельности  и ликвидации, а  также состав иных,  в том числе общемосковских консультативно-совещательных органов по  вопросам реализации государственной национальной политики при органах исполнительной власти  города Москвы определяется  этими органами  власти. Основными задачами Консультативного совета при Правительстве Москвы и иных консультативно-совещательных органов  при  органах  исполнительной  власти города Москвы являются:
 —  согласование деятельности  национально-культурных автономий и национальных общественных  объединений, установление  и укрепление  связей между ними;
 —  представление  и  защита  в  органах  власти  Москвы  социальных  и культурных интересов  и  потребностей  жителей  Москвы,  обусловленных  их национальной принадлежностью;
 — участие  в  подготовке  программ  в области  сохранения  и  развития национального  (родного) языка и  национальной культуры, проектов, нормативных правовых актов, а также других решений, затрагивающих  права и законные  интересы жителей  Москвы  и  лиц,  временно  пребывающих  на  ее территории;
 — осуществление консультирования  Правительства и иных органов  власти города Москвы  по национальным  проблемам жителей Москвы  и лиц,  временно пребывающих на ее территории.

Глава V. Заключительные положения

Статья 22. Ответственность за нарушение настоящего Закона

Органы власти города Москвы,  должностные лица органов власти,  жители Москвы  и  лица,  временно  пребывающие  на  ее  территории,  организации, общественные объединения несут предусмотренную законодательством Российской Федерации  и города  Москвы ответственность  за нарушение  норм настоящего Закона.

Статья 23. О вступлении в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту Закона Москвы
“О национальных отношениях в городе Москве”

1
Работа над законопроектом осуществляется Комитетом общественных и межрегиональных связей во исполнение п.5 постановления Правительства Москвы ш 382 от 12.05.98 “О состоянии и развитии этнокультурного (национального) образования и взаимодействия с национальными общественными объединениями в Москве” и в развитие подходов, изложенных в “Концепции государственной национальной политики Российской Федерации” (Указ Президента РФ ш 909 от 15.06.96 г.) и в Федеральном законе “О национально-культурной автономии ” (ш 74-ФЗ от 17.06.96 г.)
Соразработчиком проекта является авторский коллектив под руководством начальника отдела правовых проблем национальных и федеративных отношений Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, заслуженного деятеля науки РФ, д.ю.н., профессора Б.С.Крылова. В 1997 году профессор Б.С. Крылов руководил авторским коллективом, подготовившим “Комментарий к Федеральному закону ”О национально-культурной автономии".
2
Настоящий Закон разрабатывается как концептуальный политико-правовой документ, создающий правовую и общественно-политическую основу для реализации государственной национальной политики в Москве с учетом ее специфики как многонационального мегаполиса, субъекта и столицы Российской Федерации.
Проведенный анализ, в том числе экспертные оценки национальной ситуации в Москве, и многолетняя практика работы в данной области показывают, что эта специфика по ряду демографических, политических, социально-психологических, историко-культурных и др. характеристик является весьма существенной по сравнению с другими регионами. Разработчики законопроекта ставили своей целью в максимально возможном объеме отразить эту специфику и в то же время строго придерживались правовых полномочий Москвы как субъекта федерации, а также и необходимости соответствия норм данного Закона федеральному законодательству.
3
В качестве предмета регулирования в законопроекте вводится понятие “национальные отношения”. Это понятие фигурирует в публицистике, специальной и популярной литературе и, что существенно, в заголовке и в преамбуле первой главы “Концепции государственной национальной политики Российской Федерации”. Однако определение данного понятия нет ни в этом документе, ни в действующем федеральном законодательстве. В то же время, как становится ясно из преамбулы “Концепции”, оно является принципиально более емким, чем понятие “межнациональные отношения”, поскольку кроме отношений между гражданами включает в себя отношения граждан с органами власти и их должностными лицами в связи с реализацией прав и свобод, связанных с национальной принадлежностью. Исходя из данного смысла понятия “национальные отношения”, его определение в настоящем законопроекте редакционно совмещено с определением предмета регулирования. Такой подход одобрен в процессе обсуждения законопроекта как экспертами, так и представителями национальной общественности.
4
Принятие решений по конкретным вопросам национальной проблематики в Москве находится в компетенции органов власти различных уровней и происходит с учетом реальных особенностей общественно-политической ситуации в столице, организационных, финансовых, имущественных и других возможностей города. Исходя из этого, настоящий Закон разрабатывается не в качестве свода конкретных правил разрешения проблемных ситуаций, возникающих на практике в сфере национальных отношений, а как документ, направленный на создание политико-правовой и социально-психологической базы для подготовки конкретных нормативных правовых и распорядительных документов органов власти города Москвы, касающихся сферы национальных отношений.
В связи с таким подходом, представляющимся наиболее целесообразным при разработке данного закона, статьи второй главы законопроекта содержит нормативные предписания, сформулированные в наиболее общей форме и отражающие основные направления реализации государственной национальной политики в Москве (“нормы-принципы”, “нормы-задачи” в отечественной правовой терминологии “программные нормы” в терминологии международного права). Механизмы такой реализации применительно к условиям Москвы устанавливаются с возможной степенью конкретизации в последующих главах законопроекта.
5
Основными задачами разработки законопроекта являются:
-законодательное закрепление приверженности Москвы общепризнанным принципам и нормам международного права, основным положением Конституции Российской Федерации и российского законодательства, касающимся прав и свобод в сфере национальных отношений; установление основных принципов национальных отношений в Москве и их раскрытие в виде законодательных норм с учетом московской специфики; правовая регламентация с учетом федерального законодательства и применительно к условиям Москвы форм государственной поддержки реализации индивидуальных и коллективных прав, связанных с национальной принадлежностью, а также форм взаимодействия органов власти города Москвы с национально-культурными автономиями (НКА) и национальными общественными объединениями.
6
Законопроект направлен, в частности , на введение(имплементацию) в правовую систему Москвы подходов международного права в области национальных отношений. Такая практика в последние годы все шире распространяется в различных странах и представляется не только оправданной, но необходимой применительно к данному Закону Москвы как столицы Российской Федерации.
Этим обусловлено построение законопроекта на базе основополагающих принципов национальных отношений, а также использование ряда понятий и терминов, распространенных в международно-правовой практике, например, принципиально важного термина “недискриминация”, не имеющего прямого аналога в русском языке.
Подобный подход использован применительно и к российскому законодательству. Введение ряда его норм в Закон Москвы обусловлено необходимостью цельного рассмотрения проблем национальных отношений в Москве, а в ряде случаев — целесообразностью обобщения существенных для правоприменительной практики положений, регламентируемых различными федеральными законами.
7
Правовым основанием разработки законопроекта является статья 72 Конституции Российской Федерации и статья 14 Устава города Москвы, согласно которым в совместном ведении Российской Федерации и города Москвы находится “защита прав национальных меньшинств” — понятие, широко применяемое в международно-правовых документах.
В тексте законопроекта, однако, термин “ национальное меньшинство” не используется. Применение в Москве в современных условиях данного термина представляется нецелесообразным ни с правовой точки зрения (отсутствует правовая база для его определения в рамках субъекта Федерации), ни с точки зрения стабилизации общественно-политической и социально-психологической ситуации (понятие и особенно термин “нацмен”, т.е. “принадлежащий к национальному меньшинству”, прочно дискредитирован в массовом сознании нескольких поколений). Кроме того, необходимость “защиты прав национальных меньшинств” с формально-логических и, что существенно, с психологических позиций предполагает ущемление этих прав “ национальным большинством”, т.е. русскими в Москве . Можно утверждать, что в течение последних лет такого ущемления в целом нет ни на нормативно-распределительном, ни на бытовом уровне.
По указанным причинам в процессе обсуждения ни эксперты, ни представители национальной общественности не ставили вопрос об использовании понятия и термина “национальное меньшинство” в тексте законопроекта.
8
Применение в законопроекте понятий “жители Москвы” и “лица, временно пребывающие на ее территории ” основано на совмещении определений статьи 3 Устава города Москвы и статьи 2 Федерального закона “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации” (ш 5242-1 от 25.06.93 г.). В данном федеральном законе приводятся определения понятий “место жительства” и “место пребывания”.
Часть норм законопроекта относится в основном к лицам, имеющим место жительства в Москве (жителям Москвы), что отражено в соответствующих формулировках.
9
Отсутствие в законопроекте нормативных определений других используемых понятий и терминов одобрено экспертами и обусловлено широким употреблением этих понятий и терминов в “Концепции государственной национальной политики Российской Федерации” и федеральных законах, в телевизионной и газетной публицистике, политической, социологической, культурологической литературе. Как показывает опыт работы над законопроектом, введение таких определений неоправданно усложняет и удлиняет текст документа.
Что касается специфичного для московской образовательной системы последних лет и не нашедшего пока широкого употребления термина “учреждения с этнокультурным компонентом образования” то его смысл ясен из самой формулировки части 2 статьи 17 законопроекта.
10
Особую актуальность в рассматриваемой проблематике имеет вопрос об ответственности за действия, направленные на дискриминацию по национальному или расовому признаку, разжигание межнациональной вражды и т.д. В соответствии с правовой компетенцией Москвы как субъекта Российской Федерации настоящий закон не может устанавливать конкретные меры ответственности. Однако в современных условиях представляется актуальным указать в Законе Москвы действия, влекущие за собой такую ответственность. По мнению практически всех участников обсуждения, это имеет не только правовое, но и большое общественно-психологическое значение.
11
Специфика национальной жизни Москвы состоит, в частности в том, что национально-культурные автономии начали создаваться с 1997 года при наличии десятков национальных общественных объединений, активно работавших в сферах культуры, образования, просвещения, информации, сотрудничавших на постоянной основе с Правительством Москвы и объединенных (с 1994 г.) в консультативно-совещательный орган — Московское межнациональное совещание при Комитете общественных и межрегиональных связей.
Современная ситуация характеризуется тем, что ряд авторитетных национальных общественных объединений не входят в состав НКА, а в некоторых общинах местные и, соответственно, региональные автономии вообще не создаются (украинцы, греки, литовцы, буряты, и др.). В то же время проекты и мероприятия этих национальных общественных объединений имеют большую общественную значимость и отличаются высоким уровнем, а проблемы, с которыми они сталкиваются в практической деятельности — те же , что и у НКА. Поэтому многие нормы законопроекта относятся как к НКА, так и к национальным общественным объединениям.
Что касается прав объединений, то их изложение в законопроекте (статья 19) опирается, кроме указанных соображений, на норму ч.1 статьи 24 Федерального закона “О некоммерческих организациях” (ш РЗ-7 от 12.01.96 г.), согласно которой “общественное объединение как некоммерческая организация ... может осуществлять ... несколько видов деятельности , не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности..., которые предусмотрены учредительными документами”.
Важно подчеркнуть, однако, что положения, касающиеся государственной финансовой поддержки, в соответствии с федеральными законами “О национально-культурной автономии” и “Об общественных объединениях” (ш 82-ФЗ от 19.05.95 г.) различаются для автономий и объединений. Это подчеркивается специальной отсылочной нормой в статье 20 законопроекта.
12
Финансово-экономическое обоснование применения закона Москвы “О национальных отношениях в городе Москве” является затруднительным прежде всего из-за большой общественно-политической и социально-психологической значимости такого документа — категорий, не поддающихся экономическому анализу.
В этой связи особенно важной является норма статьи 15 законопроекта , устанавливающая, что затраты на финансирование мероприятий по поддержке национальных культур выделяются в бюджете Москвы отдельной строкой.
Что касается конкретных ассигнований по этой строке бюджета (не считая средств, выделяемых на развитие этнокультурного образования и деятельности Государственного учреждения “Московский дом национальностей”), то они, согласно данным практической работы и оценочных расчетов в современном масштабе цен, должны составлять ежегодно не менее 5 млн., а с учетом затрат на поддержку деятельности электронных СМИ по национальной проблематике, проведение межнациональных объединительных акций общемосковского значения, развития экспертных работ и социологического мониторинга и др. -10-12 млн.р.
Ясно однако, что бюджетные затраты, необходимые для реализации государственной национальной политики в Москве на основе устанавливаемых законопроектом принципов национальных отношений в любом случае намного меньше затрат на разрешение возможных конфликтов на национальной почве и на восстановление нарушенного гражданского мира и межнационального согласия в столице.
13
В ходе подготовки законопроекта в максимально возможном объеме учтены мнения компетентных подразделений Правительства Москвы, специалистов Московской городской Думы, ГУВД, Главного управления юстиции и Прокуратуры города Москвы, Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации и других федеральных ведомств, ведущих ученых и специалистов в области национальных отношений, а также руководителей и активистов НКА и национальных общественных объединений — членов специальной рабочей комиссии Московского межнационального совещания при Комитете общественных и межрегиональных связей и участников общественных слушаний по законопроекту.
Настоящая редакция законопроекта является результатом комплексной корректировки, проведенной во втором квартале 2000 года с учетом замечаний Государственно-правового управления Мэрии Москвы.
14
По имеющейся информации, подобный закон подготовлен в Российской Федерации впервые. Действующие в настоящее время, либо разрабатывавшиеся ранее, но не принятые законодательные акты федерального и регионального уровня касаются отдельных важных аспектов национальных отношений, но не отражают целостного политико-правового подхода к проблеме национальных отношений.
Принятие Закона Москвы “О национальных отношениях в городе Москве”, определяющего задачи государственной национальной политики в столице, пути укрепления межнационального согласия на базе реализации законодательно устанавливаемых основных принципов национальных отношений и форм взаимодействия органов власти с национальной общественностью представляется крупной общественно-политической акцией, соответствующей статусу и образу Москвы, как столицы многонационального государства, культурного и делового центра мирового значения.
Принятие такого закона будет способствовать развитию правовой базы национальных отношений на федеральном и региональном уровне, что в современных условиях необходимо для становления гражданского общества и укрепления гражданского мира в нашей стране.

Ответственный исполнитель: Председатель Комитета
общественных и межрегиональных связей
В.В.Андрианов
т.: 290-70-98