К оглавлению... К следующей главе...

 



ФОРМАЛЬНЫЙ СТАТУС

Прописка

На начало октября 1994 г. из 184 125 «мигрантов, прибывших в край на жительство на межнациональной почве» не имели прописки 56 401 чел. (30,6%). Среди русскоязычных этот показатель составлял 13,1%, среди армян — 49,9%, турок — 94,8%. Из турок, по данным УВД, прописку имеют только 695 переселенцев последних лет (в это число не входят около 2,5 тыс. месхетинцев, живущих в крае с середины 1980-х гг.).

В Крымском районе не имеют прописки 99,9% беженцев-месхетинцев, в Абинском — 96,8%, в Апшеронском —86,0%, в Белореченском — 86,0%1.

В соответствии с данными, предоставленными нам в паспортном столе ГРОВД Крымского района, с 1989 по 1994 г. за пропиской в это учреждение обратились 18 023 мигранта из бывших республик СССР. Прописаны 9327 чел. По национальному составу соотношение обратившихся за пропиской и получивших прописку в этот период выглядит следующим образом:

ТАБЛИЦА 1. Национальный состав обратившихся за пропиской и получивших прописку в Крымском районе Краснодарского края

Национальность

Число лиц, получивших
прописку в Крымском
р-не в 1989 — окт.1994 г.
В скобках — число обратившихся за
пропиской в тот же период

Из них — получили
прописку в
янв.—окт. 1994 г.
В скобках — число обратившихся
за пропиской
в 1994 г.

Азербайджанцы

44 (48)

12 (16)

Армяне

638 (659)

106 (127)

Ассирийцы

414 (446)

57 (89)

Белорусы

101 (101)

21 (21)

Греки

  337 (342)

  — —

Езиды

132 (132)

7 (7)

Крымские татары

261 (273)

91 (103)

Курды

8 (63)

1 (1)

Молдаване

      51 (51)

  — —

Немцы

65 (67)

13 (14)

Осетины

        42 (42)

  — —

Русские

6427 (6533)

1186 (1292)

Турки-месхетинцы

9 (8458)

5 (21)

Украинцы

498 (506)

175 (183)

Другие

300 (302)

— —

По свидетельству начальника паспортного стола Крымского ГРОВД И.И.Тарана, в Крымском районе без прописки проживают порядка 15—17 тыс. человек. Отказ в прописке происходит в устной форме. Если лицо, получившее отказ, задает вопрос, как ему действовать дальше, следует ответ — «уезжать». «Отказываем неславянским гражданам, но по решению суда прописываем. Суд полагает, что мы действуем незаконно, и принимает решение о прописке. В этом году по решению суда прописали 20 семей — армяне, ассирийцы, турки. Мы работаем в соответствии с постановлением 222, хотя механизм его применения не вполне проработан, например не выработан механизм выдворения. Суд ссылается на Конституцию РФ и считает постановление 222 неконституционным, то есть налицо противоречие между постановлением краевой администрации и Конституцией. Однако снизить напряженность можно только жесткими мерами. Постановление 222 считаем правильным» [27.10.94]2. В Абинский район, по данным ПВС РОВД, с 1989 по 1994 г. прибыло 4785 беженцев, из них получили прописку 3129 чел. Они распределяются по этническим группам следующим образом:

ТАБЛИЦА 2. Прибывшие в Абинский район с 1989 по 1994 г., трудоустроенные и получившие прописку беженцы

Национальность

Всего прибыло

Семей

Трудоспособных

Трудоустроено

Прописано

Русские

2504

435

1509

150

2504

Армяне

181

26

103

3

181

Азербайджанцы

29

5

13

5

29

Греки

235

29

157

4

235

Ассирийцы

5

1

5

5

Езиды

10

2

9

10

Лезгины

10

2

10

10

Татары

101

8

72

5

101

Турки

1710

239

399

137

54

За 9 месяцев 1994 г., по данным ПВС РОВД, в Абинском районе получили постоянную прописку 2562 чел., из них 2346 русских и только 2 турка-месхетинца. К сожалению, мы не смогли узнать, сколько человек за этот же срок обратились за пропиской. Мы не смогли также получить аналогичных статистических данных по Апшеронскому району и Белореченску.

Группа турок-беженцев, получивших прописку, складывается из нескольких категорий:

— те, кто прибыл в край до августа 1989 г. и успел легализовать свое пребывание (более 170 чел., главным образом в Апшеронском и Белореченском районах);

— прописавшиеся к родственникам, уже имевшим постоянную прописку в крае;

— специалисты, прописанные по ходатайству отдельных нуждающихся в них хозяйств;

— живущие в районах, где поселилось сравнительно мало турок и где слабее давление казаков на администрацию — в Кущевском (20% прописанных), Горячеключевском (прописаны все 33 живущих там турка), Красноармейском (прописаны 56), Крыловском (72), Славянском (55);

— прописанные в порядке исключения — несколько десятков пенсионеров, ветеранов афганской войны и участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;

— успевшие прописаться в 1991—1993 гг. в Абинском районе в те короткие периоды, когда районные власти разрешали узаконить проживание турок-месхетинцев;

— получившие прописку через суд.

О последних трех категориях следует сказать подробнее. 28 сентября 1994 г. комиссия миграционного контроля при главе администрации КК разрешила предоставить в порядке исключения право на временное проживание сроком на один год 17 пенсионерам турецко-месхетинской национальности из Абинского района (Протокол комиссии № 16). По словам начальника УДНВМ В.В.Реммлера, эта акция была проведена по инициативе его управления в порядке эксперимента — предполагалось, что если она не вызовет возмущения казачества, то УДНВМ будет ставить вопрос о прописке для всех пенсионеров-месхетинцев [21.10.94]. Следует отметить, что 17 пенсионеров были прописаны распоряжением краевых властей после того, как им отказала в этом комиссия миграционного контроля администрации Абинского района своим решением от 9.09.94. Позднее, до июля 1995 г., краевая комиссия миграционного контроля выдала разрешение на временную прописку еще 29 пенсионерам-туркам (в том числе 9 в Крымском районе) — по данным лидеров «Ватана», и 55 — по данным В.В.Реммлера [5.07.95]. Постоянная прописка предоставлялась этим людям только после оформления ими российского гражданства. По словам В.В.Острожного, заместителя начальника УДНВМРП, процесс предоставления права на постоянное проживание отдельным пенсионерам-месхетинцам, начатый «из гуманных побуждений», был приостановлен летом 1995 г. «из-за не совсем положительной реакции местного населения» [30.11.95].

Все 9 турок, прописанных в Крымском районе до октября 1994 г., являются представителями льготных категорий — либо «чернобыльцами», либо «афганцами».

3 сентября 1991 г. Президиум Абинского районного совета разрешил прописку и оформление домовладений турок-месхетинцев, однако через несколько дней под нажимом казаков это решение было отменено. 21 января 1993 г. Малый совет Абинского района своим Постановлением «О проживании на территории района граждан турецкой национальности» вновь снял запрет на прописку и нотариальное оформление домовладений. 19 февраля это постановление было аннулировано сессией райсовета после серии акций протеста и угроз казачества, однако несколько семей успели получить прописку и оформить дома.

По решению суда узаконили домовладение и добились тем самым прописки только несколько десятков месхетинцев (к сожалению, нам не удалось получить хотя бы приблизительные общие данные). Так, 5 человек, получивших прописку в Крымском районе до октября 1994 г., добились этого через суд. Число подобного рода исков постепенно возрастает: так, в III квартале 1995 г. в Крымском районе было прописано по решению суда 43 чел., в том числе 18 турок (совершеннолетние члены семей)3. Большинство месхетинцев, однако, не спешат прибегать к судебной процедуре из-за общего недоверия к органам власти, опасения негативного исхода процесса и боязни больших финансовых издержек, связанных с внесением пошлины.

Большинство беженцев продолжают жить без прописки. Месхетинцы обращались к местным властям (на уровне сельского или поселкового советов и района) за пропиской в основном в 1989—1992 гг. Практически все получили отрицательные ответы. Турки-месхетинцы отмечают, что представители властей практически никогда не дают письменных отказов. Встречаются случаи отказов, носящие характер ярко выраженного произвола4.

Активисты месхетинских организаций пытались решить вопрос о прописке на краевом уровне, однако не сумели добиться положительного результата. По словам лидеров «Ватана» С.Тамимова, С.Тедорова и Т.Сванидзе и руководителя общества «Умид» А.Байрахтарова, коллективные просьбы о прописке от турок-месхетинцев, живущих в крае, неоднократно направлялись союзным и российским властям, в том числе в 1994 году: Президенту Ельцину, премьеру Черномырдину, председателю Госдумы Рыбкину, председателю Совета Федерации Шумейко, в Верховный Суд, на имя Генерального прокурора, министру внутренних дел Ерину.

Многие турки-месхетинцы, покидая Узбекистан, не выписались оттуда. Нам не удалось установить, у сколь большого числа из них в паспортах сохранились штампы о постоянной прописке на территории Узбекистана. Вероятно, они составляют если не большинство, то значительную часть беженцев. Трудно также оценить, какие это может иметь юридические последствия5. Большинство турок-месхетинцев уверены, что их прописка в Узбекистане давно аннулирована местными властями. По словам главы администрации пос. Нижнебаканский Т.А.Шапрынской, в начале 1994 г. поселковая администрация направила официальные запросы в Узбекистан с просьбой подтвердить выписку нескольких месхетинцев. Это оказалось безрезультатным — были получены ответы типа: «Данных не сохранилось».

Небольшая часть турок-месхетинцев получила постоянную прописку в других областях России — главным образом в Ростовской, Курской и Белгородской. Их численность нам также не удалось установить. Начальник паспортного стола ПВС РОВД Апшеронского района С.Н.Иващенко предположил, что их доля не превышает 2—3% совершеннолетних месхетинцев. Вероятно, в других районах она больше и продолжает расти.

Отсутствие местной прописки лишает людей целого ряда прав, о чем речь пойдет ниже.

С точки зрения властей краевого и районного уровней, турки-месхетинцы являются «несанкционированно переселившимися гражданами, которым были определены области России для проживания»6. Поэтому официальная позиция основывается на том, что турки не имеют права на постоянное проживание в крае. Более того, как признают в беседах многие официальные лица, отказ месхетинцам в легальном статусе и гражданских правах призван стимулировать их выезд из края, а также предотвратить заезд новых мигрантов. Представители власти особо подчеркивают, что испытывают давление со стороны части населения и казачества, настроенных в принципе враждебно против «лиц неславянской национальности», а потому считают нужным идти на уступки.

Обоснование описанного отношения к туркам-месхетинцам является спорным с правовой точки зрения. Постановления Совета Министров СССР № 503 и Совета Министров РСФСР № 220 не содержали указания туркам-месхетинцам переселяться на территорию областей Центральной России, а говорили лишь о государственных мероприятиях по приему переселенцев в этих областях. Но подобная директива, если бы она и содержалась в упомянутых документах, носила бы явно противоправный характер, произвольно ограничивая людей в выборе места жительства. Кроме того, подавляющее большинство турок не было в достаточной мере информировано о государственных мероприятиях по размещению мигрантов из Узбекистана в Центральной России. На деле предусмотренные мероприятия по обустройству беженцев не проводились в должном объеме, и туркам-месхетинцам, оказавшимся в Нечерноземье, не были созданы даже минимально приемлемые условия для жизни. Таким образом, переселение месхетинцев в Краснодарский край не содержало состава правонарушения, турки также не нарушали прямо акты исполнительной власти, касавшиеся вынужденных мигрантов из Узбекистана. Месхетинские беженцы нарушили «Положение о паспортной системе СССР», но этот документ является не законом, а актом исполнительной власти, кроме того, институт разрешительной прописки был признан неконституционным еще Комитетом Конституционного надзора СССР в 1991 г. и отменен Законом РФ о свободе передвижения и Конституцией РФ. Постановление № 1476 Совета Министров СССР от 24.12.87 об ограничении прописки, в частности в Крымском и Абинском районах, не публиковалось и потому не может считаться законным основанием для ограничения прав вынужденных мигрантов. Турки-месхетинцы покидали Узбекистан, когда существовала реальная угроза их жизни и безопасности и после того, как государство показало неспособность и нежелание их реально защитить. Месхетинцы были вынуждены самостоятельно направляться в те регионы, которые подходили по климатическим условиям и где можно было приобрести жилье и устроиться на работу, в частности в Краснодарский край. Можно говорить, что месхетинские беженцы действовали в условиях крайней необходимости7, и потому противоречие их действий положениям некоторых актов исполнительной власти, тем более принятых в период существования СССР, не может служить основанием для применения каких-либо санкций, ограничивающих их права.

На деле власти вынуждены считаться с реальностью — с тем, что люди, лишенные прописки, живут длительное время на территории края, фактически владеют недвижимым имуществом (жилыми домами) и реально не имеют возможности в обозримом будущем куда-либо выехать. До 1992 г. факт постоянного проживания турок-месхетинцев признавался по умолчанию. Сельские советы при участии органов внутренних дел составляли и обновляли списки беженцев-турок. В период действия талонного распределения ряда продуктов и товаров (1990—1991 гг.) турки-месхетинцы постепенно добились от местных властей, что их также включили в списки жителей, имеющих право на получение талонов. Вместе с тем власти регулярно применяли административные санкции (штрафы) против турок-месхетинцев как «нарушителей паспортного режима», но почти не возбуждали уголовных дел8.

После обострения межнациональных отношений осенью 1991 г. распоряжением председателя ККСНД № 156-р была создана комиссия по социальному обследованию турецко-месхетинских переселенцев в Крымском районе. Несколько позднее Малым советом 12 февраля 1992 г. было подготовлено и принято Решение № 97 «О мерах по снижению напряженности в межнациональных отношениях в Крымском и некоторых других районах края». Документ был специально посвящен положению месхетинских турок. Малым советам городских и районных советов народных депутатов было рекомендовано разработать порядок выдачи справок о фактическом (постоянном без прописки) проживании лиц, не имеющих прописки; органам УВД было предписано принять на временный учет личные автомобили мигрантов; предприятиям и организациям разрешалось заключать с мигрантами, не имеющими прописки, трудовые договоры на срок не более года9.

Позднее, после массовых увольнений рабочих-месхетинцев в нескольких хозяйствах края, главам администраций ряда районов, в которых живут турки, было разослано информационное письмо № 06-04/58 от 14.04.94, подписанное заместителем главы администрации края по внутренней политике и связям с общественностью Р.Ю.Гусаруком и подтверждавшее действие Решения № 97. В конце года на места поступило циркулярное письмо аналогичного содержания за подписью заместителя главы администрации КК А.М.Ждановского № 06-04/205 от 23.11.94.10

Осенью 1995 г. УДНВМРП был разработан проект Постановления ГАКК, повторявший все основные положения Решения Малого совета № 97. По настоянию Управления юстиции Администрации КК в конце ноября было принято решение о направлении этого документа в качестве законопроекта на утверждение Законодательного Собрания КК11. До настоящего времени Решение Малого совета № 97 является действующим.

Принятие Решения № 97 позволило несколько снизить остроту основных проблем. Власти документально подтвердили свое признание факта постоянного проживания в крае месхетинцев без его легализации. Создалась сложная и двусмысленная с формальной точки зрения ситуация. Выдача справок о проживании без прописки не предусмотрена действующим законодательством и является местной самодеятельностью. Она не влечет за собой правовых последствий и не устанавливает для турок предусмотренного законом легального статуса. В обоих циркулярных письмах заместителей главы краевой администрации в отношении турок-месхетинцев употреблено являющееся юридической новацией и не имеющее определенного содержания выражение «лица, находящиеся под покровительством Российской Федерации». С точки зрения действующего административного (до декабря 1991 г. — и уголовного) законодательства турки-месхетинцы как лица, проживающие без прописки и нарушающие паспортный режим, подпадают под действие соответствующих санкций. Однако Решение № 97 и письма заместителей главы краевой администрации от 14.04 и 23.11.94 фактически устанавливают, хотя косвенно и в нечетком виде, изъятие из общих правил для одной категории жителей, хотя краевая администрация не имеет полномочий на подобные установления. Кроме того, отдельного обсуждения заслуживает сам факт установления особого статуса и особого объема прав людей, принадлежащих к определенной этнической группе.

Другая коллизионная ситуация связана с тем, что акты краевой администрации и Законодательного Собрания КК, ужесточающие миграционный режим и вводящие новые санкции за его нарушение (вплоть до депортации), не оговаривают, в какой мере вновь установленные правила касаются не вновь прибывших, а уже живущих в крае, то есть имеют ли эти документы обратную силу. На практике все должностные лица приравнивают постоянное проживание к наличию постоянной прописки и потому считают, что в принципе турки-месхетинцы подпадают под действие этих положений, в том числе Постановления № 222 и краевого Закона «О порядке регистрации пребывания и жительства на территории Краснодарского края», а следовательно не могут рассчитывать на получение прописки в дальнейшем. Поскольку же краевой администрацией установлены некоторые временные исключения для этой категории лиц, то в отношении месхетинцев не применяются предусмотренные санкции (точнее, применяются выборочно и частично). В неопубликованном письме заместителя главы администрации КК № 06-04/83 от 18.05.94 о порядке введения в действие Постановления № 222, предназначенном для служебного пользования, но не в самом Постановлении, было сказано, что лица, на которых распространяется действие Решения № 97, регистрируются сроком на 6 месяцев по месту проживания без взимания сбора с возможностью продления регистрации.

Подобные формальные неувязки запутывают ситуацию и дают должностным лицам определенный простор для толкования действующих установлений. Так, администрация и руководство РОВД Абинского района в октябре 1994 г. высказывали мнение, что Решение № 97 аннулировано с принятием более поздних актов. По словам начальника милиции общественной безопасности Абинского РОВД В.А.Лиморенко и старшего инспектора по межнациональным отношениям И.П.Кочурова, милиция Абинского района руководствуется в своих действиях по отношению к туркам-месхетинцам только указанием начальника УВД Краснодарского края А.Г.Сапрунова от 30.09.94 (телеграмма 1153 30/09 1700), предписывающим «до окончательного решения вопроса о репатриации [турок-месхетинцев] обеспечить общественный порядок в местах их проживания».

В разных районах края действует различный порядок выдачи справок о фактическом проживании и применяются разные формы справок. В Абинском, Анапском, Апшеронском районах и в Белореченске справки о временном проживании сроком на 6 месяцев12 выдают сельские администрации в соответствии с ранее утвержденными ими списками турок-месхетинцев, в Крымском районе — районная ПВС дает справки о временной регистрации по форме № 3, установленной в начале 80-х гг. для иностранных граждан (подробнее см. ниже). В Белореченске выдача справок началась только с мая 1994 г.13

Рекомендательный характер ряда положений Решения № 97 позволяет районным властям частично или временно их игнорировать. В частности, с марта 1995 г. Крымская районая ПВС вообще перестала выдавать туркам справки о временной регистрации, как уверил нас В.В.Реммлер, по собственной инициативе.

Таким образом, Решение Малого совета СНДКК № 97 оставляет турок-месхетинцев в бесправном состоянии, не устраняет предпосылок для административного произвола против них и, напротив, создает новые. Месхетинцы получают квазиправовой статус, что на практике не исключает, а в отдельных случаях лишь приостанавливает действие репрессивных санкций за нарушение актов исполнительной власти, касающихся режима прописки. Исключения, устанавливаемые для турок-месхетинцев, носят условный характер и не всегда соблюдаются местными властями.

До настоящего времени власти не пытались депортировать турок-месхетинцев как нарушителей паспортного режима, хотя, по сведениям из конфиденциальных источников, в 1995 г. такие предложения рассматривались на уровне краевой администрации.

Справки о временной регистрации, как правило, не признаются милицией за пределами тех районов, где они были выданы, и не спасают их владельцев от штрафов. Во многих случаях сотрудники милиции, особенно в портовых городах Новороссийск и Туапсе, изымают или рвут справки. Во время проверок паспортного режима, регулярно проводимых в районах проживания турок-месхетинцев в 1993—1995 гг., во многих местах турок штрафуют за проживание без прописки несмотря на наличие справок о временной регистрации. Последние также не признаются казачьми дружинами (подробные примеры см. ниже, в разделах, посвященных конфликтам и отношениям с властями). По существу, справки о фактическом проживании выполняют одну функцию — они служат основанием для постановки на временный учет в ГАИ автомототранспортных средств, принадлежащих беженцам.

Гражданство

Практически все опрошенные нами должностные лица высказывали мнение, что месхетинцы, живущие без прописки, не являются гражданами России. Однако они затруднялись определить их нынешний статус и склонялись к тому, что турок следует рассматривать в качестве лиц без гражданства или как «граждан бывшего СССР». Было высказано мнение о том, что после окончания срока, отпущенного Законом о гражданстве РФ и Указами Президента на оформление гражданства в порядке регистрации для граждан бывшего СССР, турки-месхетинцы могут рассматриваться в качестве незаконно проживающих на территории России иностранцев14. В районных администрациях также не рассматривают турок-месхетинцев как граждан РФ.

Согласно Указам Президента РФ № 386 от 10.04.92 и № 2299 от 27.12.93, термин «граждане бывшего СССР» применяется в отношении лиц, не являющихся гражданами государств, входивших в состав бывшего Советского Союза. После прекращения действия пункта 18 «г» Закона о гражданстве, устанавливающего возможность получения гражданства РФ в порядке регистрации, эта категория лиц на территории РФ переходит в категорию лиц без гражданства15.

Однако по Закону о гражданстве, граждане СССР, постоянно проживавшие на территории РСФСР на момент принятия закона, признаются гражданами РФ, если они не заявляли об отказе от российского гражданства. Месхетинские турки, которые в подавляющем большинстве прибыли в Россию в 1989—1990 гг. и не нарушили тем самым существующего законодательства, полностью подпадают под действие этого положения. Закон нигде не упоминает о прописке и не связывает «постоянное проживание» с ее наличием. Более того, институт разрешительной прописки формально аннулирован с принятием Закона о свободе передвижения и Конституции РФ. «Прописка» не упоминается также ни в названных выше Указах Президента № 386 и 2299, ни в приказе МВД № 330 от 30.06.94 «Об организации работы органов внутренних дел по реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации».

На практике для турок-месхетинцев основное значение имеет не формальное право на гражданство, а его реальное признание органами власти. Последние же ставят знак равенства между постоянным проживанием и пропиской.

Отношение большей части турок-месхетинцев, живущих в крае, к проблеме гражданства двойственное. Большинство опрошенных нами уверены в том, что они являются гражданами России и проблема заключается только в официальном признании этого факта. Последнее может быть получено в результате разового акта федеральной власти, чего, по их мнению, обязано добиваться руководство общества «Ватан». Вместе с тем в октябре 1994 г. многие высказывали озабоченность, что после 6 февраля 1995 г. (окончания срока, отпущенного Законом о гражданстве) их положение может серьезно осложниться. Продление в январе 1995 г. срока приобретения гражданства в порядке регистрации несколько снизило остроту вопроса, но не сняло его с повестки дня.

Только отдельные беженцы-месхетинцы лично ходатайствовали перед властями о получении российского гражданства. Это подтвердили представители МСКК в Крымском и Апшеронском районах, а также сотрудники ПВС РОВД Абинского и Апшеронского районов. Вкладыши в паспорта, удостоверяющие гражданство РФ, получили только некоторые из турок, ранее прописавшиеся в крае. Подавляющее большинство, как следует из наших интервью, обращались к властям только за пропиской. Кроме того, турки стали проявлять озабоченность вопросами получения гражданства только к концу 1994 г. В октябре 1994 г. большинство опрошенных признавали, что не знают четко содержания Закона о гражданстве РФ. Также практически никто не осведомлен о существовании и о деятельности Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ. Месхетинцы сообщали нам, что в связи с проблемой приобретения гражданства к федеральным властям обращались только лидеры «Ватана», на которых рассчитывали рядовые беженцы. Коллективные же петиции от «Ватана», направляемые российским федеральным властям, как правило, не содержали упоминаний о проблеме гражданства.

С формальной точки зрения оценить практику местных органов внутренних дел в связи с оформлением гражданства лиц, не имеющих прописки, довольно затруднительно, поскольку, по нашим данным, никто ни из рядовых беженцев, ни из лидеров турецкой общины до настоящего времени не получал официальных письменных ответов, которыми была бы документирована позиция властей. На деле сотрудники администраций и ПВС исходят из того, что понятия «постоянное проживание» и «наличие прописки» являются полными синонимами, но высказывают эту позицию только в устной форме, уклоняясь от предоставления письменных отказов, которые могли бы быть обжалованы заявителями. 29 июня 1995 г. заместитель главы администрации Белореченска В.Ф.Шкитин сказал М.Ахмедову, что о получении турецкими беженцами российского гражданства «не может быть разговора»16. 5 июля 1995 г. инспектор по вопросам гражданства ПВС Апшеронского района С.В.Бессараб сообщила, что, как разъяснили ей в устной форме в ПВС КК, гражданство приобретается только на основании прописки. В ответах представителей краевой администрации на сделанные в мае 1995 г. запросы организации «Ватана» тема увязки гражданского статуса с пропиской была обойдена [тексты у составителей доклада]. Как удалось выяснить из телефонного разговора с заведующим делами общества «Ватан» С.Тедоровым 12 августа 1995 г., в середине июля был получен первый письменный ответ по вопросу гражданства от Апшеронской ПВС, но в нем не содержалось прямого отказа, а была лишь ссылка на необходимость решения вопроса в вышестоящих инстанциях. В мае 1995 г. председатель анапской районной организации «Ватана» Юнус Мухтасимов передал начальнику РВС Анапского РОВД письменные заявления глав 16 турецких семей, живущих в районе (в ст.Гостагаевская), с запросом относительно оформления гражданства. Ответ был получен только в середине ноября в устной форме и сводился к тому, что для решения поднятого вопроса необходимо «указание сверху».

На наш взгляд, проблему гражданства следует рассматривать как чрезвычайно важную. Ни Закон о гражданстве, ни поправки к нему, ни Указы Президента по вопросам гражданства и подзаконные акты нигде не упоминают прописку. Это дает исполнителям на местах определенную свободу трактовки и позволяет отказывать соискателям гражданства. Власти, рассматривая месхетинцев как лиц, не являющихся российскими гражданами, распространяют на них действие ограничительных установлений, направленных против мигрантов из СНГ. И напротив, нормативные акты, определяющие права российских граждан (например Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и Постановление Правительства РФ от 17.07.95 № 713, вводящее в действие механизм реализации этого Закона), могут не применяться в отношении турок-месхетинцев, живущих в Краснодарском крае. Официальное непризнание гражданства месхетинцев, не имеющих прописки, может сделать их в обозримом будущем беззащитными от «этнических чисток» и даже от насильственного выдворения с территории РФ.

Статус беженца

До распада СССР официально не признавалось само существование беженцев внутри страны, и этот термин не использовался в официальных документах. До создания ФМС в 1992 г. в крае действовал временный порядок учета и регистрации вынужденных мигрантов. За турками-месхетинцами подобный временный статус не закрепляли: его давали только выходцам из нескольких регионов — их список, в котором не числились Узбекистан и Киргизия, был утвержден Комитетом по миграции и межнациональным отношениям ВС РФ и продублирован Постановлением ГАКК № 400 от 31.12.92. Лидеры «Ватана» обращались в краевые и районные отделы по труду и социальным вопросам, которые ведали регистрацией лиц, вынужденно покинувших места прежнего проживания, но получали отрицательные ответы17.

После создания Федеральной миграционной службы и ее региональных подразделений для турок ситуация не изменилась. Только инструкция ФМС от 27.08.93, составленная на основании решения Комитета ВС РФ, разрешила считать вынужденными переселенцами мигрантов из Узбекистана, однако это решение не имело обратной силы. Это же подтверждают и сами месхетинцы. Как рассказал С.Тамимов, на обращение «Ватана» в ФМС в конце 1993 г. был получен ответ, что миграционная служба занимается только теми, кто прибыл в Россию после ее создания, то есть после 1992 г. [30.10.94]. Т.Сванидзе сообщил, что на встрече лидеров «Ватана» с Т.М.Регент в Краснодаре та объяснила: в качестве беженцев могут рассматриваться только те выходцы из Узбекистана, которые выехали оттуда после августа 1993 г. [29.10.94]. По словам Э.Аббасова, на обращение в краевую миграционную службу по поводу статуса беженца был получен ответ, что переселенцы из Узбекистана не могут считаться беженцами на основании инструкции ФМС.

Законы РФ «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах», принятые в феврале 1993 г., не имеют обратной силы, так же как и соответствующие подзаконные акты. Постановление главы краевой администрации № 222 разрешает МСКК предоставлять статус беженца или вынужденного переселенца только лицам, имеющим на территории края постоянно проживающих более 5 лет родственников (супругов, родителей, детей, родных братьев и сестер)18. Согласно Закону КК «О порядке регистрации пребывания и жительства на территории Краснодарского края», «ценз оседлости для родственников потенциальных беженцев увеличен до 10 лет». Миграционная служба работает с двумя категориями «вынужденных переселенцев» — уже имеющими прописку на территории края (ходатайствуют о статусе самостоятельно) и имеющими близких родственников, к которым они могут быть прописаны при соблюдении санитарных норм (ходатайствуют родственники).

Таким образом, турки-месхетинцы не могут получить статус вынужденного переселенца или беженца из-за отсутствия местной прописки и из-за того, что законы и подзаконные акты, касающиеся вынужденных мигрантов, не имеют обратной силы.

Личные документы и акты гражданского состояния

До февраля 1995 г. по достижении совершеннолетия (16 лет) никому из турок-месхетинцев не выдавались паспорта. Согласно инструкциям МВД, сотрудники паспортных столов не имеют права выдавать чистые паспорта без прописки19. Молодые люди, не получив паспортов, автоматически становятся нарушителями «Положения о паспортной системе» и лишаются практически всех прав, в том числе права устройства на работу.

До начала 1994 г. теоретически существовало два выхода из этой ситуации. Некоторые месхетинцы находили возможность получить для своих детей советские паспорта по месту прежней прописки в Узбекистане. Мы не получили сколько-нибудь четких указаний на то, часто ли использовался этот вариант, но, по-видимому, в реальности он был доступен немногим. Рост дорожных расходов и ужесточение политического режима в Узбекистане делают такую возможность все более призрачной. Второй способ заключался в получении паспорта и прописки после службы в армии в то время, когда месхетинцев призывали на территории края (до начала 1994 г. в Апшеронском районе). Отслужившие срочную службу должны быть прописаны и соответственно получить паспорта на основании проходных свидетельств, выданных по месту службы. Военные комиссариаты ходатайствовали перед районными и городскими администрациями о прописке турок-месхетинцев, отслуживших в армии, но в большинстве случаев ответы были отрицательными20.

В феврале 1995 г. начальник УВД КК А.Г.Сапрунов принял решение о выдаче паспортов без прописки беженцам, достигшим совершеннолетия21. В настоящее время такие паспорта выдаются в Крымском районе — тем, кому исполнилось 16 лет в конце 1994 и в 1995 г., и в других районах — тем, кому исполнилось 16 лет с 1989 по 1995 г. Также с февраля 1995 г. непрописанным по достижении ими 25 и 45 лет стали вклеивать новые фотографии в паспорта, без чего последние считались недействительными. По словам людей, опрошенных нами в ноябре 1995 г., в Крымском районе этот процесс идет крайне медленно, прием заявлений на выдачу паспортов или вклейку новых фотографий периодически приостанавливается, и многие по-прежнему вынуждены жить без паспортов или с недействительными паспортами.

В случае утери турком-месхетинцем паспорта документ не восстанавливается22. Работники ПВС и паспортных столов в подобных случаях направляют людей туда, где они ранее получали паспорт. Некоторые сумели восстановить паспорта в Узбекистане, но в настоящее время подобная возможность окончательно закрыта, поскольку в Узбекистане введены национальные паспорта новой формы.

Непрописанные не могут получить заграничные паспорта. В конце 1993 — начале 1994 г. в Турцию выехали четыре семьи, жившие без прописки. Им в порядке исключения с помощью краевой администрации были выданы паспорта без прописки23.

Браки, заключенные между людьми, не имеющими прописки, официально не регистрируются. Отделы ЗАГС отказывают в регистрации также и при наличии у вступающих в брак российской прописки, но при неоформленном домовладении. Если один из вступающих в брак имеет местную прописку, а другой не имеет прописки или прописан в одной из бывших союзных республик, то для регистрации брака необходимо личное разрешение главы районной (городской) администрации. Такой порядок был введен Постановлением ГАКК № 172 от 28.12.91 «О некоторых вопросах регистрации браков на территории Краснодарского края» и подтвержден Постановлением № 389 от 24.08.92 «Об ограничении регистрации и расторжения брака для некоторых категорий граждан на территории Краснодарского края». Представители администраций и отделов ЗАГС мотивируют подобные запреты и ограничения стремлением поставить заслон фиктивным бракам. К сожалению, нам не удалось выяснить, пытались ли те, кто мог получить разрешение от главы администрации Апшеронского района на регистрацию брака, сделать это. В Белореченске таких попыток не было сделано24. В других районах нами не зафиксированы случаи браков между прописанными и непрописанными в КК.

Детям, чьи родители состоят по указанной выше причине в формально не зарегистрированном браке, со ссылками на статьи 49 и 149 «Кодекса о браке и семье» присваивается фамилия матери. В свидетельстве о рождении отец ребенка упоминается следующим образом: в соответствующей графе записываются его настоящие имя и отчество, к которым подставляется фамилия матери ребенка (не измененная в связи с непризнанием брака)25.

По словам Байрама Искендерова, в 1989 г. в Апшеронском районе ЗАГС отказывался выдавать метрики новорожденных, однако позднее свидетельства о рождении стали выписывать всем. Нам рассказывали также, что в Апшеронском и Крымском районах были случаи (особенно в первые три года после поселения в крае), когда в графе «Отец» свидетельства о рождении ребенка ставился прочерк26. Однако конкретных подтверждающих примеров мы не нашли, так что эту информацию пока что невозможно потвердить или опровергнуть.