К предыдущей главе... К следующей главе...

 



ОРГАНИЗАЦИИ МЕСХЕТИНЦЕВ.
ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТАЦИИ

На территории края действуют несколько общественных организаций, пытающихся представлять месхетинцев. Большинство последних поддерживают программные установки Международного общества месхетинских турок «Ватан» («Родина»). «Ватан» выступает за возвращение турок на территорию Ахалцихского региона Грузии. Общество, созданное в 1990 г., действует ненасильственными методами и рассчитывает достичь своих программных целей путем переговоров с властями Грузии. Лидеры «Ватана» полагают, что помощь в этом деле должно оказать руководство Российской Федерации как правопреемницы СССР, несущей ответственность за его бывших граждан, а также мировое сообщество. Штаб-квартира организации находится в Москве; председатель Центрального совета общества — Юсуф Сарваров.

В масштабах бывшего СССР «Ватан» не располагает разветвленной и эффективно работающей структурой, кроме того, общество крайне стеснено в финансовом отношении. Однако в Краснодарском крае, в основных районах расселения турок, есть активно работающие представители организации. С января 1995 г. отделение общества официально зарегистрировано в крае1. В подавляющем большинстве населенных пунктов края, где живут турки, есть активисты «Ватана», фактически возглавляющие местные общины и на деле признаваемые местными властями в этом качестве.

Общество «Хсна» (груз. «Спасение») объединяет тех месхетинцев, которые готовы признать себя «грузинами-мусульманами» и переселиться в разные районы Грузии, на чем настаивают грузинские власти, а не только в Ахалцихский регион. Лидеры «Хсны» полагают, что их поддерживает до 40 тыс. чел.2, то есть 13—15% всех месхетинцев). Однако по нашим оценкам, даже в благоприятный для «Хсны» период, в 1992—1993 гг., это общество пользовалось поддержкой не более 5% месхетинцев. Члены общества «Хсна» имеются в Грузии, Кабардино-Балкарии и Азербайджане. В Краснодарском крае представителем и, пожалуй, единственным активистом общества в 1992—1994 гг. был Эйиб Аббасов (он же Эдуард Тавдгиридзе), и нам не удалось найти подтверждений того, что в регионе кроме него были еще сколько-нибудь активные члены «Хсны»3. В Крымском районе, возможно, были или есть люди, в той или иной мере сочувствующие Аббасову и «Хсне», однако оценить их численность сложно.

Общество «Умид» («Надежда») было создано в апреле 1994 г. по инициативе жителя Крымского района Акрама Байрахтарова (пос. Нижнебаканский) и тогда же зарегистрировано. Официально декларируемые цели общества — обеспечивать примирение, сотрудничество и согласованность действий разных движений среди месхетинцев, защищать права турок и содействовать их выезду за пределы края. На деле «Умид» объединяет тех месхетинцев, которые склоняются к идее эмиграции в Турцию. «Умид» действует только в Крымском районе, главным образом в пос. Нижнебаканский4.

Краевые и местные лидеры «Ватана» подчеркивают, что основной задачей для них является борьба за право месхетинцев переселиться на законных основаниях в Ахалцихский регион Грузии. Руководители краевой организации занимаются составлением коллективных петиций и жалоб в адрес российских федеральных (до 1992 г. — союзных) и краевых властей. Ситуация, однако, заставляет местных лидеров решать текущие проблемы. Им приходится выступать в роли посредников между местным турецко-месхетинским населением и властями: обращаться к последним с жалобами и ходатайствами по поводу тех или иных нарушений, добиваться решений по конкретным вопросам, наводить справки, разбирать конфликтные ситуации, вести разъяснительную работу и т.п. Они вынуждены также постоянно контактировать с представителями казачества и, в частности, выступать на местных сходах. Активисты «Ватана» много сил тратят на предупреждение вероятных конфликтов и провокаций, а также следят, чтобы молодые месхетинцы во избежание каких-либо трений с местными жителями не посещали кинотеатры, дискотеки и тому подобные мероприятия, вообще по возможности реже выходили из дома.

В принципе похожей деятельностью занимаются лидеры «Умида» и представитель «Хсны». Лидеры «Умида» озабочены подготовкой желающих к переезду в Турцию, в конце 1994 г. они также участвовали в составлении для краевой администрации списков семей, желающих выехать в Грузию. Эйиб Аббасов («Хсна») в 1992—1994 гг. регулярно отправлялся в Тбилиси и вел переговоры с властями Грузии и Краснодарского края по поводу возможного переезда на территорию Грузии части месхетинцев.

Ни одна месхетинская организация не прибегает к проведению массовых акций типа митингов, шествий или пикетов.

Большинство месхетинцев, живущих в крае, желают вернуться в Ахалцихский регион — на те земли, откуда их выслали в 1944 г. Идея признания себя «грузинами-мусульманами» и переселения в различные районы Грузии пользуется исчезающе малой поддержкой. В последние годы постепенно растет доля тех, кто считает для себя и своей семьи наиболее приемлемым выходом переселение в Турцию (хотя большинство турок в крае, желающих эмигрировать, не считают Турцию родиной и признают, что могут пойти на этот шаг только под давлением обстоятельств). По словам активиста общества «Умид» Абдуллы Ахмедова, 80% живущих в пос.Нижнебаканский месхетинцев желают переселиться в Турцию. По сведениям МСКК, осенью 1994 г. желание переселиться в Турцию высказывали 146 семей5, однако вряд ли эти данные можно считать окончательными. Большинство на деле занимает пассивную и выжидательную позицию; выбор многих в конечном счете будет, вероятно, продиктован конкретной ситуацией и внешними обстоятельствами. Практически никто не заявляет о желании остаться в Краснодарском крае, хотя некоторые представители краевой и районных администраций, а также казачества уверены в обратном — в том, что турки стремятся «укорениться» на Кубани.