Законотворческий процесс в Государственной Думе

ПРАВОЗАЩИТНЫЙ АНАЛИЗ
Выпуск 46 (обзор за октябрь 2002 года)
26 октября 2002 года

О работе Государственной Думы в октябре 2002 года

О выборах Президента Российской Федерации

24 октября принят в первом чтении проект федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации", внесенный Президентом РФ.

Все недостатки нового закона неисправимы - это, как и новый закон о выборах депутатов, калька принятого недавно базового закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Критика последнего (см. 32-й и 40-й выпуски обзора) целиком применима и к данному тексту. При этом наибольшую общественную опасность представляет безгласность выборов Президента, вытекающая из этих законоположений. С начала агитационного периода, т.е. с момента выдвижения кандидатов, средствам массовой информации фактически запрещается высказываться на тему выборов. Любой оценочный комментарий может рассматриваться как агитация и должен быть оплачен из избирательного фонда.

Равенства кандидатов на выборах Президента не будет: кандидаты, выдвинутые партиями и избирательными блоками, прошедшими в следующую Думу, освобождаются от сбора подписей. Прочие же, баллотирующиеся самовыдвижением (для чего необходима поддержка инициативной группы численностью не менее 500 человек), либо выдвинутые не представленными в Думе партиями и блоками, должны собрать 2 миллиона подписей. При этом, если по прежнему закону о выборах Президента в одном субъекте Федерации допускалось собрать не более 70 тысяч подписей, то теперь - не менее 50-ти. Следовательно, полномасштабный сбор подписей необходимо провести как минимум в 40 регионах, что требует на порядок больших ресурсов. Между тем, освобождение от сбора подписей не влечет уменьшение предельного размера избирательного фонда кандидата, который не должен превышать 150 (для участвующих в повторном голосовании - 180) миллионов рублей.

Базовым законом легализована и возможность безальтернативных выборов Президента. В специальном законе это звучит так: "Повторное голосование может проводиться по одной кандидатуре в случае, если после выбытия зарегистрированных кандидатов останется только один зарегистрированный кандидат. При этом зарегистрированный кандидат считается избранным на должность Президента Российской Федерации, если он получил не менее 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании". Сделать это просто: после снятия конкурента (если это понадобится), следует подучить управляемую оппозицию к призывам бойкотировать выборы и озвучивать эти призывы, а оппозицию неуправляемую, призывающую идти на выборы и голосовать против, лишить трибуны.

Дальше...
Оглавление выпуска