Законотворческий процесс в Государственной Думе

ПРАВОЗАЩИТНЫЙ АНАЛИЗ
Выпуск 46 (обзор за октябрь 2002 года)
26 октября 2002 года

О работе Государственной Думы в октябре 2002 года

О ГАС "Выборы"

30 октября принят в первом чтении проект федерального закона "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы", внесенный Правительством РФ.

Закрепление в специальном законе использования ГАС "Выборы" не сулит ничего хорошего. Казалось бы, новейшие информационные технологии, прогресс. Но где гарантии того, что эта машина не даст сбои, в том числе и заранее предусмотренные. При этом, вопреки утверждениям, найти, где вброшено (или сброшено) будет еще сложнее, чем при ручном подсчете.

Депутатом Николаем Коломейцевым (КПРФ) был задан в этой связи правильный вопрос о том, будет ли способно Правительство обеспечить бесперебойное электропитание всех систем, в том числе резервное, в ситуации реформирования РАО "ЕЭС". Проблема здесь не в недостаточном энергоснабжении, а в возможностях избиркомовских шулеров сбивать результат и, используя административный ресурс, корректировать данные. По словам Коломейцева, "как только начинают вводить и оказывается не тот результат, который нужен действующей власти, обязательно выключается свет и зависает система. Но по странным обстоятельствам через час на так называемом независимом, но управляемом исполнительной властью субъекта Федерации телеканале вдруг появляется нужный результат, который зачастую в разы отличается от того, что было до того, как зависла система". Депутат привел примеры выборов в Твери, Иркутске, Красноярске.

Оперативность получения информации о выборах из автоматизированной системы позволяет власти влиять на результат, даже не подтасовывая бюллетени. Зная расклад сил к середине дня голосования, можно, особенно на региональных выборах, обеспечить экстренную доставку избирателей либо, наоборот, воспрепятствовать им в посещении участков.

Наиболее же существенно то, что контроль за использованием ГАС "Выборы" организуют, по законопроекту, сами избирательные комиссии, прежде всего, конечно, ЦИК, которая, как заметил депутат Анатолий Лукьянов (КПРФ), "выступает в четырех лицах: как хозяин, как исполнитель, как распорядитель и как контролирующий орган этой системы". Никакого общественного, независимого от избиркомов контроля за работой ГАС "Выборы" проект не предусматривает. Трудно сказать, насколько глубоко и всесторонне можно проконтролировать эту систему. Но во всяком случае, в период выборов нельзя обойтись без создания при каждой комиссии общественных групп, куда (возможно, наряду со специалистами, назначенными избиркомами) должны в преобладающем количестве входить делегированные общественными объединениями и отобранные путем случайной выборки представители общественных организаций, а также независимые от ЦИК специалисты в области АСУ и вычислительной техники. Без такого контроля, организованного по всей вертикали выборов, придание данным, получаемым из ГАС "Выборы", юридической силы - категорически недопустимо.

Есть в проекте и весьма туманное допущение использования ГАС "Выборы" для решения "задач, не связанных с выборами, референдумом". Что под этим подразумевается, не уточняется.

Дальше...
Оглавление выпуска