Законотворческий процесс в Государственной Думе

ПРАВОЗАЩИТНЫЙ АНАЛИЗ
Выпуск 46 (обзор за октябрь 2002 года)
26 октября 2002 года

Блок "Армия и права человека"

Раздел 3
Законопроект "О реформе Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов"

Законопроект № 242247-3 "О реформе Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов"
Внесен 26.09.2002 г. депутатами Государственной Думы В.В. Похмелкиным и С.Н.Юшенковым. Профильный комитет - Комитет по обороне. Совет Госдумы 15.10.2002 г. направил законопроект в комиссии и комитеты Госдумы, в Совет Федерации, Президенту РФ, в Правительство РФ - для подготовки отзывов, предложений и замечаний, определил срок их представления в Комитет ГД по обороне -15.11.2002 г., и принял решение включить законопроект в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы на весеннюю сессию 2003 года (на февраль).

Комментарий

Государственная Дума 12 февраля 1999 года уже принимала ФЗ "О военной реформе в РФ", который 2 марта 1999 г. отклонил Президент РФ, посчитав необоснованными и декларативными его положения, касающиеся единой военной организации в России, роли Генерального штаба в военно-стратегическом планировании, отсутствия законодательных норм, регулирующих отношения в военной сфере. Этот закон был снят с дальнейшего рассмотрения в ноябре 2001 года - депутаты согласились с доводами Президента.

Вновь предложенный в конце сентября с.г. Законопроект № 242247-3 не избавлен от недостатков прежнего, он изобилует общими словами и предложениями вместо четких норм, по которым должна осуществляться военная реформа. Предложения выглядят скорее как рекомендации по проведению военной реформы.

Наиболее подробно даны такие рекомендации по подготовке военно-обученного резерва из призываемых на военную службу граждан России, поэтапному переходу на комплектование Вооруженных Сил РФ на контрактной основе и переходу к профессиональной армии. Судя по названию, авторы хотели охватить реформой не только Вооруженные Силы, но и другие войска, воинские формирования и органы, но Законопроект фактически не содержит предложений по реформированию других войск, воинских формирований и органов. Переход к профессиональной армии слишком растянут во времени (до 7 лет).

Излишними в законопроекте представляются статьи, касающиеся строительства Вооруженных Сил РФ и определяющие задачи и функции Министерства обороны и Генерального штаба РФ, которые определены действующим Федеральным законом "Об обороне", а также статья о социальной защите военнослужащих, основные нормы которой установлены Федеральным законом "О статусе военнослужащих". Если авторы считают недостаточными положения этих действующих законов, они должны были предложить внести в них соответствующие изменения, а не излагать их как статьи закона о военной реформе.

Чтобы осуществить подлинную военную реформу, необходимы серьезные изменения федеральных законов о бюджетной классификации Российской Федерации и о федеральном бюджете на очередной и последующие годы. Военный бюджет должен быть детальным и "прозрачным". Денежные средства по каждому виду военных расходов должны отпускаться через Казначейство, а все пути их реализации - открыты для контроля Счетной палатой. Наиболее дорогостоящие и приоритетные военные программы должны быть доступны для парламентского контроля. Все социально значимые военные расходы должны быть открыты и доступны для гражданского контроля. Необходимо реформировать систему ценообразования в отношении вооружения и военной техники, с обязательным введением лимитных (предельных) цен. Существенные изменения должны быть внесены и в ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". Все эти изменения и надо ввести законом о военной реформе.

Возможно, что требуется принятие не закона о военной реформе, а закона "Об изменениях и дополнениях в федеральное законодательство в связи с проведением в Российской Федерации военной реформы" и нескольких дополнительных законов. Например, совершенно необходимо разработать и принять закон о подготовке военных кадров, закон "О парламентском и гражданском контроле военных расходов в Российской Федерации", основанный на прозрачности и открытости военного бюджета, законы об обязательной регистрации индивидуальных признаков личности военнослужащих и граждан, направленных в зоны максимального риска для жизни, о проведении идентификации личности погибших военнослужащих (оказалось, что данных дактилоскопии военнослужащих при современных войнах и катастрофах недостаточно для опознания погибших) и др.

Дальше...
Оглавление выпуска