Законотворческий процесс в Государственной Думе
ПРАВОЗАЩИТНЫЙ АНАЛИЗ
Выпуск 46 (обзор за октябрь 2002 года)
26 октября 2002 года
Блок "Армия и права человека"
Раздел 3
Законопроект "О реформе Вооруженных Сил РФ,
других войск, воинских формирований и органов"
Законопроект № 242247-3 "О реформе Вооруженных Сил Российской Федерации,
других войск, воинских формирований и органов"
Внесен 26.09.2002 г. депутатами Государственной Думы В.В. Похмелкиным и С.Н.Юшенковым.
Профильный комитет - Комитет по обороне. Совет Госдумы 15.10.2002 г. направил
законопроект в комиссии и комитеты Госдумы, в Совет Федерации, Президенту РФ,
в Правительство РФ - для подготовки отзывов, предложений и замечаний, определил
срок их представления в Комитет ГД по обороне -15.11.2002 г., и принял решение
включить законопроект в примерную программу законопроектной работы Государственной
Думы на весеннюю сессию 2003 года (на февраль).
Комментарий
Государственная Дума 12 февраля 1999 года уже принимала ФЗ "О военной
реформе в РФ", который 2 марта 1999 г. отклонил Президент РФ, посчитав
необоснованными и декларативными его положения, касающиеся единой военной организации
в России, роли Генерального штаба в военно-стратегическом планировании, отсутствия
законодательных норм, регулирующих отношения в военной сфере. Этот закон был
снят с дальнейшего рассмотрения в ноябре 2001 года - депутаты согласились с
доводами Президента.
Вновь предложенный в конце сентября с.г. Законопроект № 242247-3 не избавлен
от недостатков прежнего, он изобилует общими словами и предложениями вместо
четких норм, по которым должна осуществляться военная реформа. Предложения выглядят
скорее как рекомендации по проведению военной реформы.
Наиболее подробно даны такие рекомендации по подготовке военно-обученного резерва
из призываемых на военную службу граждан России, поэтапному переходу на комплектование
Вооруженных Сил РФ на контрактной основе и переходу к профессиональной армии.
Судя по названию, авторы хотели охватить реформой не только Вооруженные Силы,
но и другие войска, воинские формирования и органы, но Законопроект фактически
не содержит предложений по реформированию других войск, воинских формирований
и органов. Переход к профессиональной армии слишком растянут во времени (до
7 лет).
Излишними в законопроекте представляются статьи, касающиеся строительства Вооруженных
Сил РФ и определяющие задачи и функции Министерства обороны и Генерального штаба
РФ, которые определены действующим Федеральным законом "Об обороне",
а также статья о социальной защите военнослужащих, основные нормы которой установлены
Федеральным законом "О статусе военнослужащих". Если авторы считают
недостаточными положения этих действующих законов, они должны были предложить
внести в них соответствующие изменения, а не излагать их как статьи закона о
военной реформе.
Чтобы осуществить подлинную военную реформу, необходимы серьезные изменения
федеральных законов о бюджетной классификации Российской Федерации и о федеральном
бюджете на очередной и последующие годы. Военный бюджет должен быть детальным
и "прозрачным". Денежные средства по каждому виду военных расходов
должны отпускаться через Казначейство, а все пути их реализации - открыты для
контроля Счетной палатой. Наиболее дорогостоящие и приоритетные военные программы
должны быть доступны для парламентского контроля. Все социально значимые военные
расходы должны быть открыты и доступны для гражданского контроля. Необходимо
реформировать систему ценообразования в отношении вооружения и военной техники,
с обязательным введением лимитных (предельных) цен. Существенные изменения должны
быть внесены и в ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". Все
эти изменения и надо ввести законом о военной реформе.
Возможно, что требуется принятие не закона о военной реформе, а закона "Об
изменениях и дополнениях в федеральное законодательство в связи с проведением
в Российской Федерации военной реформы" и нескольких дополнительных законов.
Например, совершенно необходимо разработать и принять закон о подготовке военных
кадров, закон "О парламентском и гражданском контроле военных расходов
в Российской Федерации", основанный на прозрачности и открытости военного
бюджета, законы об обязательной регистрации индивидуальных признаков личности
военнослужащих и граждан, направленных в зоны максимального риска для жизни,
о проведении идентификации личности погибших военнослужащих (оказалось, что
данных дактилоскопии военнослужащих при современных войнах и катастрофах недостаточно
для опознания погибших) и др.
Дальше...
Оглавление выпуска
|