Законотворческий процесс в Государственной Думе

ПРАВОЗАЩИТНЫЙ АНАЛИЗ
Выпуск 47 (обзор за ноябрь 2002 года)
18 декабря 2002 года

О работе Государственной Думы в ноябре 2002 года

О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию

15 ноября принят в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", внесенный депутатом Николаем Овчинниковым ("Народный депутат").

Этот законопроект - еще один вклад в антимиграционное законодательство, включающее уже принятые недавно законы о гражданстве и о правовом положении иностранных граждан. Авторство депутата Овчинникова - лишь прикрытие подлинных авторов, коими являются милицейские и фээсбэшные чиновники, руководимые заместителем главы президентской администрации Виктором Ивановым. Проект, окончательное принятие которого ожидается уже в декабре, "закрывает Россию", существенно ограничивая возможности въезда иностранных граждан и лиц без гражданства, вводя новую процедуру внесудебной высылки так называемых "нежелательных лиц", расширяя полномочия правоохранительных органов.

Во-первых, отменяется существующее (по действующей с 1996 года редакции закона) право обращения за визой в Россию в заявительном порядке, не на основе приглашения. Оправдывающие это ограничение ссылки на сложность получения въездной визы в Штаты, европейские государства, в том числе - страны Балтии, ничего в данном случае не значат. Действительно (хорошо это или плохо - другой вопрос), современные государства в большинстве своем сохраняют за собой право, по тем или иным причинам, ограничивать въезд иностранцев на свою территорию. Но из этого не следует, что иностранный гражданин не должен иметь возможности самостоятельно, без приглашения, обратиться за въездной визой. Да, ему могут отказать в визе, но не должны отказывать в праве ее просить. В новой же редакции, виза по заявлению может быть предоставлена только в случаях, требующих въезда в РФ по обстоятельствам, связанным с необходимостью экстренного лечения, тяжелой болезнью или со смертью близкого родственника.

Во-вторых, законопроект предусматривает право государства принимать решения "о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина на территории Российской Федерации". Такое решение может быть принято в отношении иностранца, находящегося за пределами России или находящегося в России - как незаконно, так и вполне законно. Разницы между этими различными категориями для законодателя не существует. Порядок принятия решения о "нежелательности" устанавливается Правительством. Выбирать "нежелательных", конечно, будут спецслужбы. Критерии же "нежелательности", содержащиеся в законопроекте, сформулированы настолько абстрактно, что под них можно подвести все, что угодно. Указывается, что соответствующее решение может быть принято в случае, если пребывание гражданина в России "создает реальную угрозу обороноспособности и безопасности государства, общественному порядку либо здоровью населения". Угрозу обороноспособности представляют у нас, как известно, пацифисты и экологи, безопасности угрожают сторонники установления мира в Чечне, вред здоровью причиняют религиозные деятели, ну а угрозу общественному порядку может представлять кто угодно, за исключением, разве что, инвесторов. Следствием признания "нежелательным" является обязанность иностранца выехать из Российской Федерации в течение трех дней. Но самое главное то, что судебное обжалование этого решения, принимаемого органами исполнительной власти, законопроектом не предусматривается. Иностранец, не выехавший в три дня, подлежит депортации.

Наиболее тревожит, что этот порядок может злонамеренно использоваться вместо законной и конвенциональной процедуры экстрадиции по запросу иностранного государства. Если правила экстрадиции предполагают право судебного обжалования решения Генерального прокурора о выдаче, то объявление лица "нежелательным" дает возможность незамедлительно, минуя правовые процедуры, выкинуть человека из страны, не взирая на имеющиеся у него основания опасаться политических преследований, подвергнуться пыткам либо стать жертвой геноцида.

Не учитывается в проекте даже то, что основания признания "нежелательным" могут со временем отпасть, и человек, ранее выдворенный, перестанет в дальнейшем представлять какую-либо опасность для вышеперечисленных ценностей. Но "поворот к лучшему" законопроектом не допускается. Изгнанный по причине "нежелательности" отнесен проектом к категории лиц, въезд которых на территорию РФ в будущем в любом случае не разрешается.

Помимо императивных запретов, перечисленных в проектной редакции статьи 27 закона, значительно расширяется перечень оснований для отказа во въезде, носящих произвольный характер (т.е. случаев, когда принятие решения будет зависеть от чиновника). К таковым отнесено даже неоднократное привлечение к ответственности за административные правонарушения. Следовательно, ограничение въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию допускается проектом на основании, к примеру, повторного нарушения правил дорожного движения или безбилетного проезда.

Наказываются по проекту не только иностранцы и лица без гражданства. Ответственности подлежат физические и юридические лица, содействующие иностранцам в незаконном пребывании на территории РФ, транспортные и иные организации, доставившие иностранного гражданина в Россию с неправильно оформленными документами либо без установленных документов. Но выявление нарушителей - обязанность правоохранительных органов, а не "физических и юридических лиц", и, следовательно, наложение на граждан и организации санкций фактически за недоносительство недопустимо. Ведь никто, кроме специально уполномоченных на то должностных лиц, не вправе и не обязан проверять у иностранцев документы и правильность их оформления. Что касается транспортных организаций, то они занимаются перевозками пассажиров и грузов, а не контролем над соблюдением законодательства о въезде.

Принципам международного права отвечают не предлагаемые нововведения, а существующие, по закону 1996 года, либеральные визовые требования. Страны, занимающие "оборонительную" позицию (в их число теперь спешит попасть и Россия), идут по пути ограничений прав человека - неоправданных ограничений. Между тем, согласно Заключительному акту СБСЕ (Хельсинки, 1 августа 1975 года), государства-участники намереваются способствовать более широким возможностям осуществления их гражданами поездок по личным или профессиональным причинам, и в этих целях они намерены, в частности, постепенно упрощать порядок выезда и въезда.

Эти письмена прошлого преданы забвению. Теперь иные времена - господство спецслужб.

15 декабря закон был принят Думой во втором и третьем чтениях без существенных изменений.

Дальше...
В архиве Текст законопроекта в архиве Zip
Оглавление выпуска