Законотворческий процесс в Государственной Думе

ПРАВОЗАЩИТНЫЙ АНАЛИЗ
Выпуск 47 (обзор за ноябрь 2002 года)
18 декабря 2002 года

О работе Государственной Думы в ноябре 2002 года

О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

29 ноября принят в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 9 Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" и в статьи 4, 7 и 9 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", внесенный депутатами Олегом Уткиным ("Единство"), Николаем Шаклеиным ("Регионы России"), Александром Винидиктовым ("Регионы России"), Николаем Овчинниковым ("Народный депутат").

Существующий порядок формирования Совета Федерации приводит к плачевным результатам и все больше убеждает в необходимости прямых всенародных выборов в верхнюю палату.

Сегодня члены Совета Федерации, будучи назначенцами делегировавших их должностных лиц и органов, находятся в постоянной зависимости от них. Срок полномочий членов Совета Федерации не ограничен. Но губернатор и местный парламент, направившие в парламент своих представителей, ничем не ограничены в праве их отозвать. Это приводит к чехарде назначенцев, балансированию "сенаторов" между Центром, который нельзя прогневить, и региональным заказом, игнорировать который тоже нельзя из страха лишиться кресла. Такое абсолютно несамостоятельное, непарламентское положение парламентариев привело уже к фактическому уничтожению Совета Федерации. Говорить о неприкосновенности членов Совета Федерации как гарантии их независимости при существующих условиях их деятельности невозможно: член Совета Федерации, в отличие от депутата Думы, которого в течение всего четырехлетнего срока полномочий переизбрать никто не вправе, полностью подчинен воле пославших его чиновников.

Правда, при нынешней вертикализации власти, региональные руководители сами находятся в полураздавленном положении, так что подчинение "сенаторов" воле местного начальства означает, в результате, послушное нажимание ими кнопок по указке Кремля.

Но эта схема срабатывает не во всех случаях одинаково, вследствие чего почти каждое заседание Совета Федерации начинается с переназначений.

Это сказывается и на законодательной работе: постоянные кадровые замены приводят к утрате верхней палатой контроля над законодательным процессом и интереса к нему. Нестабильное положение членов Совета Федерации не позволяет им выступать с законодательными инициативами, так как никто не может гарантировать, что член Совета Федерации, внесший законопроект, сможет его через полгода доложить.

В такой ситуации Кремль решил сыграть на понятном желании "сенаторов" закрепиться и через группу управляемых депутатов-центристов продвинул законопроект, направленный на повышение независимости членов Совета Федерации от назначивших их инстанций.

Но это - независимость особого рода. Большей властью, чем назначившие представителя региональные органы, наделяется, по законопроекту, сам Совет Федерации, от которого в значительной степени будет зависеть теперь судьба парламентариев. Таким образом, происходит централизация верхней палаты, собирание ее в кулак.

Проект предусматривает возможность прекращения полномочий члена Совета Федерации не только по предложению избравшего (назначившего) его органа, но и по предложению не менее чем одной пятой членов самого Совета Федерации. Следовательно, делегировавший "сенатора" орган обязан будет рассматривать обращение группы из 36 членов верхней палаты, предлагающих изгнать из палаты своего коллегу и оказывающих, таким образом, на региональную власть откровенное давление.

Основанием для отзыва может служить не только занятие членом Совета Федерации должностей, несовместимых с его статусом или же неспособность по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение шести месяцев подряд исполнять свои обязанности (это еще можно признать оправданным, хотя к депутату Государственной Думы в аналогичных случаях никаких санкций не предусматривается), но и:

  • неучастие более трех раз в течение одной сессии по неуважительным причинам в заседаниях палаты, работе комитетов, комиссий, согласительных комиссий;
  • совершение поступков, позорящих честь и достоинство члена Совета Федерации, а также не соответствующих этическим нормам поведения;
  • невыполнение им письменного поручения избравшего (назначившего) его органа при голосовании или ином изъявлении позиции по федеральному закону, относящемуся к предмету совместного ведения. Однако по последнему основанию (т.е. в случае неисполнения указания, поступившего из субъекта РФ) член Совета Федерации не может быть отозван в течение года после его избрания (назначения).

    Кроме того, член Совета Федерации вправе не исполнять поручение органа, который он представляет, по одобрению федерального закона совместного ведения, если по данному закону в заключениях Президента, Правительства, ответственного комитета или комиссии верхней палаты содержатся утверждения о его несоответствии Конституции либо другим законам. Региональные органы власти не вправе давать своему "сенатору" поручения и по вопросам, отнесенным к ведению Совета Федерации, в том числе и по такому немаловажному для регионов вопросу как изменение границ между субъектами Федерации.

    Таким образом, член Совета Федерации успешно отрывается от пославших его в высший представительный орган. Первый год после назначения ему вообще нечего бояться, в дальнейшем же его голосования даже по законам совместного ведения должны быть ориентированы только на позицию Президента и Правительства, а не на веления родного региона.

    Порядок рассмотрения региональными органами предложений одной пятой членов Совета Федерации о прекращении полномочий парламентария в проекте не прописан. Зато в случае его отзыва по инициативе региона проект предусматривает согласие на это самого Совета Федерации. Если Совет Федерации не соглашается, региональная власть вправе предпринять еще одну попытку избавиться от неугодного представителя, для чего необходимо набрать квалифицированное большинство регионального парламента (независимо от того, какую ветвь власти - законодательную или исполнительную - он представляет). В этом случае полномочия члена Совета Федерации прекращаются автоматически.

    Вся эта мешанина означает одно: парламентарии, члены одной из палат Федерального Собрания, становятся дисциплинарно наказуемыми, т.е. совсем чиновниками. Их можно лишить полномочий за разврат, пьянку и дебош. От них можно потребовать исполнения неведомых "этических норм поведения". Их можно заставить не опаздывать на работу (три неявки - и увольнение). То есть, избавиться от них ничего не стоит.

    Конечно, негоже, когда член Совета Федерации прогуливает заседания. Но еще хуже, когда сначала его три раза за полгода не уведомят о времени заседания комитета, а затем начнут процедуру увольнения. Ответственность парламентария - выборы. И никакой иной быть для него не может.

    Участие же Совета Федерации в собственном формировании и вовсе правовой нонсенс. Возможность ставить в парламенте вопрос о несоответствии одного из его членов занимаемой должности будет провоцировать перманентную расправу большинства над отдельными неугодными коллегами, а значит, держать палату в струне. Чего, собственно, власть и добивается. Осталось распространить такие же положения на депутатов Государственной Думы (прогул - предупреждение, оскорбляешь Президента - увольнение).

    Вряд ли, конечно, депутаты согласятся на такие правила игры для себя. Да и Кремль вряд ли будет на этом настаивать. Этого и не требуется. Какой бы ни оказалась вдруг следующая Дума (хотя от неожиданностей власть себя надежно застраховала новыми избирательными законами), сговорчивость верхней палаты обеспечена данным законопроектом. Так что ни один неправильный закон, ни при каком раскладе через Федеральное Собрание не пройдет.

    Дальше...
    В архиве Текст законопроекта в архиве Zip
    Голосование депутатов Государственной Думы
    Оглавление выпуска