Законотворческий процесс в Государственной Думе

ПРАВОЗАЩИТНЫЙ АНАЛИЗ
Выпуск 47 (обзор за ноябрь 2002 года)
18 декабря 2002 года

Блок "Армия и права человека"

Раздел 3
Законопроект "О федеральном бюджете на 2003 год" - поправки в части военных расходов, принятые в третьем чтении

В III чтении Бюджет-2003 был принят 22 ноября с.г.

Cогласно статье 206 Бюджетного кодекса РФ:

"При рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в третьем чтении утверждаются расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации и главным распорядителям средств федерального бюджета по всем четырем уровням функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, распределение средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, расходы федерального бюджета на финансирование федеральных целевых программ, Федеральной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год в пределах расходов, утвержденных во втором чтении по разделам федерального бюджета, программы предоставления гарантий Правительства Российской Федерации на очередной финансовый год, программы предоставления средств федерального бюджета на возвратной основе по каждому виду расходов, Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год. Субъекты права законодательной инициативы направляют свои поправки по предмету третьего чтения в Комитет по бюджету".

Ведомственная структура расходов федерального бюджета на 2003 год и распределение расходов по разделам и подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации будут утверждаться в четвертом чтении.

К третьему чтению в Комитет Государственной Думы по бюджету поступило более двух тысяч поправок с предложениями об увеличении расходов по отдельным статьям и видам расходов. В каждой из них одновременно были даны предложения об уменьшении расходов других видов, чтобы не выйти из пределов расходов по разделам федерального бюджета, утвержденных во втором чтении.

Утверждены открытые военные расходы, в том числе те, с которых на этапе второго чтения был снят гриф секретности (см. раздел 4 блока "Армия и права человека" 46 выпуска оперативной информации).

Расходы на проведение военной реформы утверждены в объеме 15 800 311,0 тыс. руб. (их распределение между силовыми ведомствами и целевое назначение см. в приложении к настоящему разделу). Основная часть ассигнований на проведение военной реформы будет направлена, в основном, на строительство жилья для увольняемых военнослужащих.

Справка 1. Накануне голосования бюджета в III чтении, 21 ноября, состоялось заседание Правительства с участием депутатов - представителей фракции СПС в Госдуме. На нем обсуждались вопросы, связанные с проведением военной реформы. Была утверждена концепция о переводе Российской армии на контрактную основу и установлен срок представления Министерством обороны федеральной целевой программы перехода на контрактную основу комплектования - 1 июня 2003 года. В приоритетном порядке предполагается в период с 2004 по 2007 год перевести на контракт 92 подразделения постоянной готовности, среди которых 10 дивизий, 7 бригад и 13 полков общей численностью 166 тысяч человек, в том числе 126 тысяч рядовых и сержантов по призыву. О переходе на комплектование на контрактной основе других войск и воинских формирований Правительство пока не имеет планов. Между тем, в них служит не менее 40% военнослужащих по призыву.

В 2003 году не будет финансирования упомянутых в приведенной справке планов Министерства обороны. Предполагается начать его в 2004 году. Предусмотренные в Бюджете-2003 ассигнования по целевой статье расходов 613 на "реформирование системы комплектования воинских должностей преимущественно военнослужащими, проходящими военную службу по контракту", пойдут только на проведение эксперимента в 76 Псковской дивизии, от хода которого будут зависеть все дальнейшие преобразования в армии.

В третьем чтении Бюджета-2003 принята Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации на 2003 год. Общая сумма заимствований установлена равной 1,29 млрд. долларов США, из которых почти половина будет израсходована для ассигнований по разделу "Здравоохранение и физическая культура" - на закупку медицинского оборудования, в том числе для Главного военного клинического госпиталя им. Н. Н. Бурденко, Центрального военного клинического госпиталя им. А. А. Вишневского, Главного военного клинического госпиталя ФПС России.

Некоторые из принятых при голосовании проекта Бюджета-2003 в III чтении поправок вызывают недоумение, например, поправки в перечень законодательных актов, действие которых приостанавливается в очередном году (приложение № 20 к статье 115 проекта Бюджета-2003).

В проголосованном в первом и втором чтениях Перечне было 48 приостановленных федеральных законов или отдельных положений законов. Среди них:

  • пункт 2 статьи 40 закона "Об образовании", предусматривающий, что "государство гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10 процентов национального дохода, а также защищенность соответствующих расходных статей федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов" и что "размеры и нормативы финансирования образовательных учреждений ежеквартально подлежат индексации в соответствии с темпами инфляции" - его действие было приостановлено ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" (а реально еще раньше);
  • пункт 7 статьи 12 "О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ", предусматривающая, что "финансирование мобилизационных органов и мобилизационных работников осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета";
  • положения статей 14, 15, 24 ФЗ "О статусе военнослужащих", касающихся выплаты компенсации взамен продовольственного пайка, вещевого имущества и предоставления льготных кредитов;
  • весь ФЗ "О порядке финансирования государственных пенсий, выплата которых по законодательству РФ осуществляется за счет средств федерального бюджета".

    После голосования в третьем чтении в Перечне стало 54 закона, действие которых приостановлено в 2003 году - добавлено еще 6 федеральных законов, в том числе:

  • ФЗ "О финансировании государственного оборонного заказа для стратегических ядерных сил Российской Федерации" (этот закон сначала предложили совсем отменить, но затем решили приостановить его действие);
  • ФЗ "О базовой стоимости необходимого социального набора";
  • пункт 5 статьи 30 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" ("5. Финансирование медицинского освидетельствования и медицинского обследования граждан, подлежащих призыву на военную службу, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета") - поправку внесли депутаты А. Н. Винидиктов и Г. Е. Гамза.

    Введение последней поправки означает, что при призыве граждан на военную службу вообще не будет проводиться их медицинское освидетельствование, лечение и обследование, и в армии окажется еще больше больных военнослужащих по призыву и больше "небоевых потерь" (см. справку о "небоевых потерях" в разделе 1).

    Справка 2. По данным Министерства обороны в 2000 г. уволены со службы по призыву по состоянию здоровья 1150 чел.; в 2001 году было призвано 6447 юношей, которым при призыве не завершили медицинское обследование ("Красная звезда", 21.11.2001 г.). Данные по 2002 году еще не опубликованы, но они не менее тревожны.

    Вероятно, прекращение финансирования из федерального бюджета медицинского освидетельствования и лечения граждан при их призыве на военную службу связано с тем, что слишком мало средств выделено из Бюджета-2003 по виду расходов 636 "Обеспечение мобилизационной подготовки и подготовки резервов, учебно-сборовые мероприятия" целевой статьи 608 "Мобилизационная подготовка и переподготовка резервов, учебно-сборовые мероприятия с гражданами РФ" подраздела 03 "Обеспечение мобилизационной и вневойсковой подготовки" раздела "Национальная оборона", из которого, согласно Постановлению Правительства № 157 от 3.03.2001 г., должно осуществляться финансирование всех расходов по призыву граждан на военную службу. Суммы в размере 365 млн. руб., конечно, недостаточно на содержание всех военкоматов России, призывных комиссий, призывных и сборных пунктов, военно-врачебных и др. комиссий при военкоматах, на лечение граждан, подлежащих призыву, на материальное обеспечение граждан, призываемых на военные сборы и вызванных на проведение мероприятий по призыву (не слишком ли много для одного вида расходов федерального бюджета?). Данных о финансировании мероприятий по призыву из других бюджетных уровней (субъектов РФ и местного самоуправления) в проекте Бюджета-2003 нет.

    Возможно, что закрытая часть Бюджета-2003 предусматривает дополнительное финансирование этих мероприятий. Но поступающие из субъектов Федерации факты о прекращении освидетельствования и лечения граждан при призыве на военную службу из-за отсутствия финансирования лечебных учреждений из федерального бюджета свидетельствуют, что и закрытой частью Бюджета-2003 это финансирование не предусмотрено.

    По-видимому, голосуя за Бюджет-2003 в третьем чтении, мало кто из депутатов понимал, что они приняли поправки, которые ухудшат состояние Российской армии.

    Депутаты из числа бывших военнослужащих предложили поправку, компенсирующую приостановку действия ФЗ "О статусе военнослужащих": в текст ФЗ о Бюджете-2003 добавлена новая статья, согласно которой для военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов УИС, Государственной противопожарной службы, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов денежная продовольственная компенсация будет осуществляться в размере 20 руб. в сутки, а компенсация взамен вещевого имущества - в размере 3 тысяч руб. в год.

    Но для компенсации приостановки пункта 5 статьи 30 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" ничего не предложено.

    Оглавление выпуска