Законотворческий процесс в Государственной Думе

ПРАВОЗАЩИТНЫЙ АНАЛИЗ
Выпуск 51
21 февраля 2003 года

О работе Государственной Думы в январе 2003 года

О системе государственной службы Российской Федерации

24 января принят в первом чтении проект федерального закона "О системе государственной службы Российской Федерации" (в архиве Zip, 9 Кб), внесенный Президентом РФ.

В 50-м, специальном, выпуске обзора, посвященном перспективам весенней сессии, дан общий абрис этого законопроекта. При этом нами выявлено три его ключевых положения:

1) нераспространение на государственных служащих норм трудового законодательства;

2) накопление в единой базе данных по госслужащим полного набора персональных данных;

3) создание специального органа по делам государственной службы на федеральном уровне и соответствующих структур – в субъектах Федерации.

В этих новациях суть так называемой "реформы государственной службы".

Последняя из перечисленных ключевых позиций, с точки зрения правозащитной, кажется не очень значительной, хотя для чиновников это дело, конечно, самое интересное: появится, наконец, целое ведомство по защите прав бюрократии. По словам выступавшего от профильного Комитета по делам Федерации депутата Владимира Южакова (СПС), "если не будет реально сформированного органа, который занимался бы проблемами эффективности государственной службы, …никакой закон не поможет реальному повышению эффективности государственной службы". И будет это ведомство проедать, добиваясь "стройности" своего войска, бюджетные деньги. А значит, это касается и прав человека.

Большинство норм законопроекта имеет отсылочный характер – он выступает как базовый по отношению к видам государственной службы. Таковых устанавливается три: федеральная государственная гражданская служба, военная служба и правоохранительная служба. Первую, по мысли разработчиков, будет пока регулировать Федеральный закон 1995 года "Об основах государственной службы Российской Федерации" в части, не противоречащей новому принимаемому закону. Концепция регулирования двух оставшихся видов госслужбы пока президентской стороной не раскрыта. Также неясно, как должно соотноситься с новым законом регулирование статуса сотрудников правоохранительных органов, содержащееся в специальных законах "О милиции", "О прокуратуре Российской Федерации" и других.

В целом принятие закона об основах – действие совершенно бессистемное. Правовое значение одобренный в первом чтении текст может приобрести только в совокупности с предусмотренными им специальными законами, к которым он отсылает. Более того, проектом четко не определено, какие нормы Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" сохраняют силу. Весьма приблизительно говорится, что нормы старого закона применяются для определения государственных должностей РФ и субъектов РФ, а также для определения правового статуса ныне существующих госслужащих. Но сохранят при такой записи силу принципы организации госслужбы, как они сформулированы в Федеральном законе 1995 года? В законопроекте о принципах государственной службы ничего не говорится. Тогда как в действующем законе к принципам государственной службы отнесены приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия, обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать эти права и свободы, гласность в осуществлении службы, ее внепартийность и светскость.

Дальше...
Оглавление выпуска