Законотворческий процесс в Государственной Думе

ПРАВОЗАЩИТНЫЙ АНАЛИЗ
Выпуск 51
21 февраля 2003 года

Армия и права человека

Раздел 3.
Ответы Правительства РФ на парламентские запросы в отношении военнослужащих и членов их семей

Государственная Дума получила ответы Правительства на парламентские запросы:

1) "О принятии мер по реализации статьи 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" – в связи с невыплатой предусмотренной этим законом денежной компенсации членам семей погибших (умерших) военнослужащих;

2) "О состоянии и перспективах реализации задолженности по выплате полевых (суточных) денег военнослужащим, проходящим (проходившим) военную службу на территории Чеченской республики и в зоне, прилегающей к ней" (Постановление N 3334-III ГД от 20.11.2002 г.).

В отношении первого запроса ответ поступил от заместителя Председателя Правительства В.И. Матвиенко.

Правительство признало, что льготы членам семей погибших военнослужащих, установленные поправками в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" (внесены ФЗ N 49 от 7.05.2002 г.) и Федеральным законом N 78-ФЗ от 30.06.2002 г., с установленного этими законами срока (1.07.2002 г.) не предоставлялись, и объяснило это тем, что "переход к адресным компенсационным выплатам, вместо предоставлявшихся ранее натуральных льгот, потребовал разработки не только нового порядка финансового обеспечения, но и нового механизма их реализации, а также изучения возможностей пенсионных органов федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, и органов социальной защиты субъектов Российской Федерации производить данные выплаты".

Проблемы решены Постановлением Правительства РФ N 922 от 24.12.2003 г. "Об оплате членами семей погибших (умерших) и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти жилых помещений, коммунальных и других видов услуг и выплате им денежной компенсации в связи с этими расходами". Этим Постановлением утверждены:

  1. Положение об оплате членами семей погибших (умерших) и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти жилых помещений, коммунальных и других видов услуг и выплате им денежной компенсации в связи с этими расходами.
  2. Правила финансирования затрат, связанных с выплатой отдельным категориям граждан денежной компенсации в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг.

Денежные средства, необходимые для возмещения расходов семьям погибших военнослужащих в 2002 году (начиная с 1 июля 2002 г.), предусмотрены в федеральном бюджете на 2002 год.

В 2003 году Правительство обязало заинтересованные (не сказано, какие именно) федеральные органы исполнительной власти передавать (в пределах средств, выделяемых им на пенсионное обеспечение уволенных с военной и приравненной к ней службе лиц, в соответствии с ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год") необходимые бюджетные средства в Министерство труда и социальной защиты (с внесением изменений в сводную бюджетную роспись расходов федерального бюджета на 2003 год).

В отношении выделения необходимых для этих целей средств в последующие годы в Постановлении Правительства ничего не говорится.

Постановление предусматривает и правила возмещения затрат, понесенных субъектами Российской Федерации в связи с выплатой денежной компенсации.

Комментарий

Правительство, как сказано в ответе Госдуме, постаралось установить "максимально упрощенную процедуру получения денежной компенсации как для членов семей погибших (умерших) военнослужащих, так и для членов семей погибших (умерших) сотрудников правоохранительных органов – через органы социальной защиты населения". Эта процедура, однако, получилась сложной и малопонятной для пострадавших граждан. Цепочка передачи бюджетных средств гражданам-получателям имеет огромное количество звеньев, непрозрачных для какого-либо контроля нижними ее звеньями и гражданами. Совершенно необходимо детализировать ее Федеральным законом "О бюджетной классификации в РФ".
Следует иметь также в виду, что на родителей погибших военнослужащих по призыву эта льгота не распространяется, а распространяется только на вдов, за исключением вступивших в новый брак, и несовершеннолетних детей.

В отношении второго запроса заместитель Председателя Правительства – Министр финансов А.Л. Кудрин ответил, что:

1) военнослужащим, участвующим в ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта в 1992-1995 годах и в вооруженном конфликте 1994-1996 годов в Чечне, полевые (суточные) деньги в трехкратном размере установленной нормы полностью выплачены; другие местности Северо-Кавказского региона РФ к зонам вооруженных конфликтов в эти периоды не относились;

2) в последующий период воинские части Министерства обороны, дислоцированные на территории Северо-Кавказского региона, прилегающей к Чеченской Республике, к участию в мероприятиях, отнесенных к выполнению задач при вооруженных конфликтах, не привлекались, поэтому военнослужащие, проходившие службу в этих частях, не имеют права на выплату им полевых (суточных) денег в повышенном размере;

3) несмотря на это военный гарнизонный суд Владикавказа и гражданские суды Северной Осетии-Алании принимают решения о выплате военнослужащим окладов денежного содержания в двойном размере и полевых в тройном размере за выполнение повседневных задач, начиная с 1996 г.; в воинских частях СКВО – 3200 судебных решений в пользу военнослужащих на общую сумму 600,0 млн. руб., в Минфине – 3337 исполнительных листов на сумму 281,8 млн. руб., из которых взыскано 0,6 млн. руб.;

4) Министерство обороны не может выплачивать такие суммы, Правительство в ноябре 2002 г. выделило ему из федерального бюджета 2002 г. для оплаты исков 176 млн. руб.;

5) решения военного гарнизонного суда Владикавказа обжалуются в надзорном порядке;

6) на совещании 29.11.2002 г. Министерством обороны "поставлены задачи и определены мероприятия, которые необходимо провести для совершенствования работы по предоставлению установленных законодательством дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим, проходящим военную службу на территории Северо-Кавказского региона";

7) "военнослужащим воинских частей и подразделений, дислоцированных с 2000 года на постоянной основе на территории Чеченской Республики, выплата полевых (суточных) денег в соответствии с действующим законодательством производится ежемесячно вместе с денежным довольствием за очередной месяц; расходы по их выплате профинансированы по ноябрь 2002 г. и задолженности по ним не имеется";

8) вопрос обеспечения установленных действующим законодательством выплат военнослужащим, выполняющим задачи на территории Северо-Кавказского региона, находится на контроле в Правительстве Российской Федерации.

Комментарий

Ответ Правительства, прямо скажем, неубедительный, невнятный и малосодержательный. Упущены периоды войны в Дагестане в 1999 году, отсутствуют какие-либо данные о выплатах военнослужащим "других войск, воинских формирований и органов" (кроме войск и органов Министерства обороны). Между тем, обращения от военнослужащих по вопросам, связанным с невыплатами "боевых" денег, с постоянными незаконными изъятиями их у подчиненных командирами и с разного рода другими обманами солдат не прекращаются.

Все так и останется, и права военнослужащих будут неизбежно нарушаться, пока не будет детализирована бюджетная классификация в части расходов силовых ведомств и пока не откроются соответствующие статьи и виды расходов ведомственной классификации расходов федерального бюджета и бюджетов других уровней, вплоть до непосредственного получателя бюджетных средств (гражданина).

Дальше...
Оглавление выпуска