Законотворческий процесс в Государственной Думе
ПРАВОЗАЩИТНЫЙ АНАЛИЗ
Выпуск 51
21 февраля 2003 года
Армия и права человека
Раздел 3.
Ответы Правительства РФ на парламентские запросы в отношении военнослужащих
и членов их семей
Государственная Дума получила ответы Правительства на парламентские запросы:
1) "О принятии мер по реализации статьи 24 Федерального закона "О
статусе военнослужащих" – в связи с невыплатой предусмотренной этим законом
денежной компенсации членам семей погибших (умерших) военнослужащих;
2) "О состоянии и перспективах реализации задолженности по выплате полевых
(суточных) денег военнослужащим, проходящим (проходившим) военную службу на
территории Чеченской республики и в зоне, прилегающей к ней" (Постановление
N 3334-III ГД от 20.11.2002 г.).
В отношении первого запроса ответ поступил от заместителя Председателя Правительства
В.И. Матвиенко.
Правительство признало, что льготы членам семей погибших военнослужащих, установленные
поправками в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" (внесены
ФЗ N 49 от 7.05.2002 г.) и Федеральным законом N 78-ФЗ от 30.06.2002 г., с установленного
этими законами срока (1.07.2002 г.) не предоставлялись, и объяснило это тем,
что "переход к адресным компенсационным выплатам, вместо предоставлявшихся
ранее натуральных льгот, потребовал разработки не только нового порядка финансового
обеспечения, но и нового механизма их реализации, а также изучения возможностей
пенсионных органов федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена
военная служба, и органов социальной защиты субъектов Российской Федерации производить
данные выплаты".
Проблемы решены Постановлением Правительства РФ N 922 от 24.12.2003 г. "Об
оплате членами семей погибших (умерших) и сотрудников некоторых федеральных
органов исполнительной власти жилых помещений, коммунальных и других видов услуг
и выплате им денежной компенсации в связи с этими расходами". Этим Постановлением
утверждены:
- Положение об оплате членами семей погибших (умерших) и сотрудников некоторых
федеральных органов исполнительной власти жилых помещений, коммунальных и
других видов услуг и выплате им денежной компенсации в связи с этими расходами.
- Правила финансирования затрат, связанных с выплатой отдельным категориям
граждан денежной компенсации в связи с расходами по оплате жилых помещений,
коммунальных и других видов услуг.
Денежные средства, необходимые для возмещения расходов семьям погибших военнослужащих
в 2002 году (начиная с 1 июля 2002 г.), предусмотрены в федеральном бюджете
на 2002 год.
В 2003 году Правительство обязало заинтересованные (не
сказано, какие именно) федеральные органы исполнительной власти
передавать (в пределах средств, выделяемых им на пенсионное обеспечение
уволенных с военной и приравненной к ней службе лиц, в соответствии с ФЗ "О
федеральном бюджете на 2003 год") необходимые бюджетные средства
в Министерство труда и социальной защиты (с внесением изменений в сводную
бюджетную роспись расходов федерального бюджета на 2003 год).
В отношении выделения необходимых для этих целей средств в последующие годы
в Постановлении Правительства ничего не говорится.
Постановление предусматривает и правила возмещения затрат, понесенных субъектами
Российской Федерации в связи с выплатой денежной компенсации.
Комментарий
Правительство, как сказано в ответе Госдуме, постаралось установить "максимально
упрощенную процедуру получения денежной компенсации как для членов семей погибших
(умерших) военнослужащих, так и для членов семей погибших (умерших) сотрудников
правоохранительных органов – через органы социальной защиты населения".
Эта процедура, однако, получилась сложной и малопонятной для пострадавших граждан.
Цепочка передачи бюджетных средств гражданам-получателям имеет огромное количество
звеньев, непрозрачных для какого-либо контроля нижними ее звеньями и гражданами.
Совершенно необходимо детализировать ее Федеральным законом "О бюджетной
классификации в РФ".
Следует иметь также в виду, что на родителей погибших военнослужащих по призыву
эта льгота не распространяется, а распространяется только на вдов, за исключением
вступивших в новый брак, и несовершеннолетних детей.
В отношении второго запроса заместитель Председателя Правительства – Министр
финансов А.Л. Кудрин ответил, что:
1) военнослужащим, участвующим в ликвидации последствий осетино-ингушского
конфликта в 1992-1995 годах и в вооруженном конфликте 1994-1996 годов в Чечне,
полевые (суточные) деньги в трехкратном размере установленной нормы полностью
выплачены; другие местности Северо-Кавказского региона РФ к зонам вооруженных
конфликтов в эти периоды не относились;
2) в последующий период воинские части Министерства обороны, дислоцированные
на территории Северо-Кавказского региона, прилегающей к Чеченской Республике,
к участию в мероприятиях, отнесенных к выполнению задач при вооруженных конфликтах,
не привлекались, поэтому военнослужащие, проходившие службу в этих частях,
не имеют права на выплату им полевых (суточных) денег в повышенном размере;
3) несмотря на это военный гарнизонный суд Владикавказа и гражданские суды
Северной Осетии-Алании принимают решения о выплате военнослужащим окладов
денежного содержания в двойном размере и полевых в тройном размере за выполнение
повседневных задач, начиная с 1996 г.; в воинских частях СКВО – 3200 судебных
решений в пользу военнослужащих на общую сумму 600,0 млн. руб., в Минфине
– 3337 исполнительных листов на сумму 281,8 млн. руб., из которых взыскано
0,6 млн. руб.;
4) Министерство обороны не может выплачивать такие суммы, Правительство в
ноябре 2002 г. выделило ему из федерального бюджета 2002 г. для оплаты исков
176 млн. руб.;
5) решения военного гарнизонного суда Владикавказа обжалуются в надзорном
порядке;
6) на совещании 29.11.2002 г. Министерством обороны "поставлены задачи
и определены мероприятия, которые необходимо провести для совершенствования
работы по предоставлению установленных законодательством дополнительных гарантий
и компенсаций военнослужащим, проходящим военную службу на территории Северо-Кавказского
региона";
7) "военнослужащим воинских частей и подразделений, дислоцированных с
2000 года на постоянной основе на территории Чеченской Республики, выплата
полевых (суточных) денег в соответствии с действующим законодательством производится
ежемесячно вместе с денежным довольствием за очередной месяц; расходы по их
выплате профинансированы по ноябрь 2002 г. и задолженности по ним не имеется";
8) вопрос обеспечения установленных действующим законодательством выплат военнослужащим,
выполняющим задачи на территории Северо-Кавказского региона, находится на
контроле в Правительстве Российской Федерации.
Комментарий
Ответ Правительства, прямо скажем, неубедительный, невнятный и малосодержательный.
Упущены периоды войны в Дагестане в 1999 году, отсутствуют какие-либо данные
о выплатах военнослужащим "других войск, воинских формирований и органов"
(кроме войск и органов Министерства обороны). Между тем, обращения от военнослужащих
по вопросам, связанным с невыплатами "боевых" денег, с постоянными
незаконными изъятиями их у подчиненных командирами и с разного рода другими
обманами солдат не прекращаются.
Все так и останется, и права военнослужащих будут неизбежно нарушаться, пока
не будет детализирована бюджетная классификация в части расходов силовых ведомств
и пока не откроются соответствующие статьи и виды расходов ведомственной классификации
расходов федерального бюджета и бюджетов других уровней, вплоть до непосредственного
получателя бюджетных средств (гражданина).
Дальше...
Оглавление выпуска
|