Законотворческий процесс в Государственной Думе

ПРАВОЗАЩИТНЫЙ АНАЛИЗ
Выпуск 51
21 февраля 2003 года

Армия и права человека

Раздел 5.
Новые предложения в законодательство РФ

1. Законопроект N 265908-3 "О системе государственной службы в Российской Федерации" (вводит три вида федеральной государственной службы в РФ: федеральную гражданскую, военную и правоохранительную, а также государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации) (в архиве Zip, 10 Кб). Внесен Президентом РФ 20.11.2002 г. Рассмотрен Советом Госдумы 28.11.2002 г. и 10.12.2002 г. Профильный комитет – Комитет по делам Федерации и региональной политике. Принят в первом чтении 24.01.2003 г.

На пленарном заседании Госдумы 24 января законопроект представил в первом чтении Первый заместитель Министра юстиции РФ А. Карлин. От Комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политике выступил В.Н. Южаков, рекомендовал поддержать законопроект.

Комментарий

Предложена и уже принята в первом чтении новая концепция организации государственной службы, согласно которой в России устанавливаются три вида государственной службы: гражданская, военная и правоохранительная. Этапы реализации концепции уже определены Федеральной программой "Реформирование государственной службы Российской Федерации", утвержденной Указом Президента РФ N 1336 от 19.11.2002 г., которая должна быть реализована за 2003-2005 годы. Расходы федерального бюджета на ее реализацию – 539,1 млн. руб.

Исполнители программы:

  • по гражданской службе – Министерство труда и социального развития, Министерство финансов и Министерство экономического развития;
  • по военной службе – Министерство обороны;
  • по правоохранительной службе – Министерство внутренних дел.

Координатор программы – Администрация Президента РФ.

Средства федерального бюджета 2003 года (Федеральный закон N 176-ФЗ от 24.12.2002 г.) на реализацию мероприятий этой программы – 231,7 млн. руб. – выделены Управлению делами Президента РФ (Администрации Президента) по целевой статье расходов 465 "Расходы на мероприятия по реформированию государственной службы", виду расходов 029 "Расходы на содержание аппарата".

Зам. министра юстиции А. Карлин, представивший депутатам Госдумы законопроект, просил его принять, т.к. назрела необходимость снять противоречия, возникшие между законами об основах государственной службы и о других видах госслужбы, закрепить правовые основы госслужбы, обеспечить законодательно концепцию реформирования государственной службы. Он пояснил разницу в понятиях "государственный служащий" и "бюджетник": госслужба необходима для реализации полномочий государства, а работа "бюджетника" – для реализации деятельности в сфере образования, здравоохранения, культуры и прочих сферах, обеспечивающих нормальную жизнь граждан и развитие общества; ответственность государственных служащих более высокая (это, однако, не предусмотрено федеральным законодательством и в нашей жизни не ощущается).

Альтернативная гражданская служба (АГС) не упомянута в законопроекте – ее нельзя считать государственной, а можно отнести только к принудительной службе для выполнения тех нужных государству работ, которые оно оплачивает из бюджета по минимальным тарифам (а полномочия государства по отношению к гражданам будут выполнять государственные служащие – принуждать их к военной службе или к АГС).

Согласно законопроекту перечень должностей государственной службы должен учреждаться единым реестром, в состав которого должны входить перечни должностей федеральной государственной гражданской службы, типовых воинских должностей и типовых должностей правоохранительной службы, утверждаемые Президентом Российской Федерации. Будет и Сводный реестр должностей государственной службы РФ, в который войдут еще реестры должностей государственной гражданской службы субъектов РФ, утверждаемые законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ.

В каждом федеральном государственном органе и в государственном органе субъекта Российской Федерации будут вестись реестры государственных служащих, в том числе на электронных носителях, сформированные на основе персональных данных государственных служащих. В этих реестрах будут выделяться разделы сведений, составляющих государственную тайну, и сведений конфиденциального характера.

Статус федеральных государственных служащих и государственных гражданских служащих субъектов РФ должен устанавливаться соответствующим федеральным законом о виде государственной службы, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров, с учетом особенностей вида государственной службы.

Гражданам предоставляется право поступать на государственную службу по контракту (служебному контракту), если они владеют государственным языком Российской Федерации и достигли возраста, установленного федеральным законом о виде государственной службы. Условия контрактов, порядок их заключения, основания и порядок прекращения их действия устанавливаются федеральными законами о видах государственной службы.

Однако в законопроекте есть положение (п. 5 статьи 12), согласно которому федеральными законами о видах государственной службы может устанавливаться порядок прохождения государственной службы соответствующего вида и без заключения контракта. Это значит, что закон предполагает оставить военную службу по призыву.

Дальше...
Оглавление выпуска