Законотворческий процесс в Государственной Думе

ОБЩИЙ БЛОК
Выпуск 59
12 июня 2003 года

Тема выпуска

Амнистия виновным и невиновным

12 мая Президент РФ внес в Думу проекты постановлений "Об объявлении амнистии в связи с принятием Конституции Чеченской Республики" и "О порядке применения Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии в связи с принятием Конституции Чеченской Республики". Ранее проекты постановлений на эту тему внес депутат от Чеченской Республики Асланбек Аслаханов (ОВР).

21 мая президентский вариант амнистии был принят в первом чтении, 4 июня - во втором, а 6 июня - в третьем чтении. 7 июня постановления опубликованы в "Российской газете" и "Парламентской газете" и с этого дня вступили в силу.

Под амнистию подпадают "лица, совершившие общественно опасные деяния в ходе вооруженного конфликта и проведения контртеррористических операций в пределах границ бывшей Чечено-Ингушской Автономной Советской Социалистической Республики" в период с 12 декабря 1993 года по 1 августа 2003 года, отказавшиеся от участия в незаконных вооруженных формированиях и (или) добровольно сдавшие оружие и военную технику. Амнистии подлежат и военнослужащие федеральных сил, совершившие общественно опасные деяния "в ходе проведения указанных вооруженного конфликта и контртеррористических операций". Амнистированы могут быть подозреваемые или обвиняемые в совершении подпадающих под амнистию преступлений, а также уже осужденные. В отношении лиц, совершивших деяния, подпадающие под амнистию, уголовные дела не возбуждаются.

Амнистия не распространяется на совершивших убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, похищение людей, изнасилование, торговлю несовершеннолетними, разбой, терроризм, захват заложников, бандитизм, надругательство над телами умерших, посягательство на жизнь государственного деятеля, судьи или сотрудника милиции, диверсию и ряд других.

Конечно, определенное (весьма небольшое) количество человек, подвергаемых уголовному преследованию или наказанию, будет по этой амнистии освобождено, - и с той, и с другой противоборствующих сторон. Однако, к сожалению, негативные последствия такой амнистии перевешивают ее гуманистическое содержание.

Начнем с того, что сложившаяся практика досудебного амнистирования сама по себе порочна. Если следовать Конституции, только суд может признать человека виновным, а уж затем амнистировать, даже в случае, когда человек на досудебной стадии признает свою вину. Это соображение относится ко всем принимавшимся за последние годы как специальным, так и общеуголовным амнистиям. С чеченскими амнистиями - еще хуже. И амнистия от 12 марта 1997 года, и амнистия от 13 декабря 1999 года, и последняя амнистия от 6 июня 2003 года начинаются с пункта, предусматривающего амнистирование тех, кто сам себя объявит виновным - не только без судебного разбирательства, но даже без возбуждения уголовного дела! Иными словами, под амнистию подпадают те, кто официально ни в чем не обвиняется.

Поскольку уголовные дела на прекративших сопротивление и сдавших оружие возбуждаться не будут, невозможно установить, были ли совершены человеком, "сошедшим с гор" и сдавшим оружие, убийства или другие неамнистируемые преступления. Следовательно, решение, подводить или не подводить человека под амнистию, будет приниматься произвольно, по мотивам, известным только правоприменителю. Несомненна коррупциогенность такого подхода, - амнистия будет применяться избирательно, оценочно, без четких юридических критериев.

Любой человек, решившийся прекратить сопротивление, может при этом рассчитывать лишь на счастливый случай. Даже если он не знает за собой никаких преступлений, не подпадающих под амнистию, это не защитит его от любого обвинения. С другой стороны, любой головорез, если на него не возбуждено еще уголовное дело (а кто знает, на кого в Чечне возбуждены дела?) сумеет приобрести себе амнистию.

Амнистия распространяется на деяния, совершенные на протяжении десяти лет. Тем самым все мужское население Чечни старше четырнадцати лет фактически обязывается новой амнистией к прохождению некой сомнительной процедуры, смахивающей на денацификацию. Каждый взрослый или полувзрослый мужчина оказывается в правовом и житейском смысле в "подвешенном" положении. Если до 1 сентября 2003 года он не попросит амнистии, остается возможность впоследствии "повесить" на него любое преступление, неизвестно кем совершенное. Пример Ахмета Закаева - тому свидетельством. Если человек, осознающий двойственность своего положения, все-таки решится заявить о себе, чтобы получить документ об амнистии, рассчитывая на него, как на охранную грамоту, нет никаких гарантий, что он не получит вместо амнистии пожизненный срок.

Сфера применения амнистии в отношении федеральных военнослужащих довольно широка, хотя пункт 1 - "не возбуждать уголовные дела" - на них не распространяется. Сдавать оружие им не надо, равно как и прекращать сопротивление. Напротив, в случае самовольного отказа от участия в военных действиях им грозит уголовная ответственность. Однако если представители чеченской стороны не амнистируются по статье 126 ("Похищение человека"), то федералы по симметричной статье 127 ("Незаконное лишение свободы") подлежат амнистии. Воспользоваться амнистией смогут не только участники вооруженного противоборства, но и совершившие преступление в рамках действий, направленных на "минимизацию последствий террористической акции", иными словами - расхитители средств, направляемых на восстановление Чечни. Это вытекает из содержащегося в постановлении о порядке применения определения контртеррористической операции: "под контртеррористической операцией <…> понимается комплекс специальных мероприятий, направленных на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции".

Определять порядок применения амнистии будет, наряду с правоохранительными органами, и Администрация Чеченской Республики, что следует из пункта 6 проекта постановления о порядке применения амнистии, хотя это вряд ли может входить в функциональные обязанности территориальной администрации: "Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации и Администрация Чеченской Республики по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации определяют порядок уведомления о добровольном прекращении вооруженного сопротивления, в том числе порядок явки лиц, добровольно прекративших вооруженное сопротивление, а также порядок сдачи, приема, оформления и хранения оружия и военной техники, порядок выдачи документа, подтверждающего факт добровольного прекращения вооруженного сопротивления". Так что в отношении претендентов на прощение с чеченской стороны решение будет определяться учреждением, которое возглавляется человеком, активно участвовавшим в чеченском сопротивлении - Ахматом Кадыровым. Никогда ранее, в том числе и при исполнении амнистий, принимавшихся по Северному Кавказу, административные органы не определяли порядок их применения.

Ко второму чтению смысловые поправки были представлены депутатами Александром Баранниковым, Павлом Крашенинниковым (СПС) и Асланбеком Аслахановым (ОВР). Процесс окончательной доработки проекта полностью контролировался кремлевской администрацией. Согласованы были следующие изменения:

  1. Из списка статей, на которые не распространяется амнистия, исключены статьи 218-1 УК РСФСР и 226 УК РФ ("Хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств"). Тем самым круг амнистируемых (как с федеральной стороны, так и со стороны сопротивления) несколько расширился (поправка А.Е.Баранникова).
  2. Перечень статей УК, по которым не может быть применена амнистия, в соответствии с одобренной поправкой А.А.Аслаханова и А.Е.Баранникова, дополнен статьей 357 УК РФ ("Геноцид"). Инициаторы постановления оказались в данном случае перед непростой дилеммой. Если геноцид в тексте упоминается (как преступление, не подпадающее под амнистию), следовательно, косвенно обозначается его взаимосвязь с происходящими в Чечне событиями. Авторы амнистии, внесенной Президентом, предпочитали, конечно, избегать таких сопоставлений, поэтому отказались от упоминания геноцида во внесенном на первое чтение тексте. Но если об этом преступлении, как исключенном из амнистии, в постановлении вовсе ничего не говорится, тогда юридически закрепляется, что дела по преступлениям геноцида, в случае, если содеянное кем-либо в Чечне будет в будущем таким образом квалифицировано, уже не смогут быть возбуждены, так как соответствующие деяния амнистированы. Законодатель предпочел первый вариант.
  3. Отказаться от участия в незаконных вооруженных формированиях и сдать оружие, как следовало из текста, принятого в первом чтении, "боевики", претендующие на амнистию, должны были до 1 августа 2003 года. Во втором чтении принята поправка П.В.Крашенинникова (предложенная Кремлем) о продлении этого срока до 1 сентября. Пока, как известно, стране продемонстрировали только одного боевика.

При голосовании в третьем чтении было принято еще одно сопроводительное постановление, посвященное проблеме применения постановления о порядке применения амнистии, - такая вот "матрешечная" конструкция. В это постановление включена рекомендация о сроке, в течение которого должны быть определены порядок уведомления о добровольном прекращении сопротивления, порядок явки и сдачи оружия, а также порядок выдачи документа, подтверждающего соответствующие факты, бывшим участникам сопротивления. Этим дополнительным постановлением предлагается МВД, Минобороны, ФСБ, Чеченской администрации по согласованию с Генпрокуратурой в 10-дневный срок "определить" вышеназванный порядок. Эта позиция, включенная не в основное, а в дополнительное постановление, имеет лишь рекомендательный характер. Поправка Баранникова, предлагавшего включить императивную норму о 10-дневном сроке утверждения означенного порядка непосредственно в текст постановления о порядке применения амнистии, поддержана не была. Между тем, в принятом виде остается неразрешенным одно из многих недоумений, порождаемых этой амнистией, а именно, какова будет юридическая и обязательная для применения процедура фиксации тех, в отношении кого амнистия предписывает "не возбуждать уголовные дела".

Были отклонены и другие поправки Баранникова:

  • о более существенном расширении списка амнистируемых деяний (включении в него бандитизма, покушения на жизнь военнослужащего и других составов, отвечающих декларируемому предназначению амнистии),
  • о дополнении перечня преступлений, не подпадающих под амнистию, статьей 359 ("Наемничество") с одновременным исключением записи о нераспространении амнистии на иностранных граждан и лиц без гражданства; таким образом, под амнистию не подпадали бы наемники, но она распространялась бы на иностранных граждан, не задействованных в боевых действиях, в том числе на российских военнослужащих, не имеющих российского гражданства (каковых, как стало известно, немало);
  • об исключении Администрации Чеченской Республики из числа органов, фактически определяющих порядок применения амнистии;
  • о нераспространении амнистии на лиц, совершивших преступления, связанные с расхищением средств на восстановление Чечни.

Проектом постановления, внесенным депутатом Аслахановым, предлагалось распространять амнистию только на действия, совершенные с 1 августа 1999 года (а не с 12 декабря 1993 года, как по президентскому варианту). При этом предпринималась попытка распространить амнистию на общественно опасные деяния, совершенные не только на территории Чечни, но и "вне зависимости от места их совершения" в связи с проведением контртеррористической операции. Тем самым автор рассчитывал спасти от уголовного преследования, в значительном числе случаев сфабрикованного, чеченцев, подвергшихся таковому по национальному признаку. Однако критерий "в связи с проведением контртеррористической операции" - весьма расплывчат и также провоцировал бы коррупционные правоохранительные действия "по усмотрению".

Кроме того, проекты Аслаханова были сформулированы таким образом, что обязательным условием амнистирования тех, на кого еще не возбуждены уголовные дела, объявлялась добровольная сдача ими оружия. Это провоцировало бы ситуации, уже наблюдавшиеся при исполнении прошлых северо-кавказских амнистий, когда люди приобретали оружие, чтобы потом его сдать. Проекты Аслаханова предусматривали более широкий круг амнистируемых, но так же, как и президентские, не распространялись на преступления бандитизма, покушения на жизнь военнослужащих, т.е. на наиболее существенные для военной ситуации случаи.

Аслаханов снял свой проект постановления в пользу президентского.

Президентская амнистия вступила в силу. Кандидат на должность президента Чеченской Республики г-н Кадыров и, возможно, многие члены его будущего кабинета, получат документы, подтверждающие, что они чисты перед законом.

Дальше...
Оглавление выпуска