Законотворческий процесс в Государственной Думе

ПРАВОЗАЩИТНЫЙ АНАЛИЗ
Выпуск 59
12 июня 2003 года

О работе Государственной Думы в мае 2003 года (14 - 23 мая)

О коммерческой тайне

23 мая принят в первом чтении проект федерального закона N 310378-3 "О коммерческой тайне", внесенный Правительством РФ.

До настоящего времени все вопросы, связанные с коммерческой тайной регулировались Гражданским кодексом РФ и Постановлением Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. N 35 "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну" (с изменениями от 3 октября 2002 г.) за подписью Бориса Ельцина.

Нужно заметить, что вышеозначенный законопроект был внесен Правительством и разрабатывался явно в недрах РСПП. Направленность закона такова, что предприниматели смогут засекретить от общества практически любую информацию, связанную с коммерческой деятельностью их организаций.

На сегодняшний день, в соответствии со ст. 139 Гражданского кодекса к коммерческой тайне можно отнести только ту информацию "когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами". Теперь же, в соответствии со статьей 4 проекта, "к коммерческой тайне может быть отнесена научно-техническая, технологическая, производственная информация, в том числе секреты производства (ноу-хау), финансово-экономическая и иная информация, которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и к охране конфиденциальности которой обладатель коммерческой тайны принял меры. Информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность, если она позволяет или может позволить обладателю коммерческой тайны при существующих или возможных обстоятельствах в силу неизвестности ее третьим лицам увеличить доходы, избежать убытков, сохранить положение на рынке или получить иную коммерческую выгоду". Наиболее же существенно то, что, согласно той же статье 4, "право на отнесение информации к коммерческой тайне и определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю этой информации". Иначе говоря, не закон, а коммерсант самостоятельно определяет, что может иметь для него ценность и, стало быть, может являться коммерческой тайной.

Такой подход приводит, в частности, к тому, что многие научные открытия долгое время остаются достоянием небольшой группы людей, а не всего общества. Показательно, что против такого положения дел выступают многие известные западные политики. Например, в 1999 году президент США Билл Клинтон открыто выступил с инициативой о запрете отнесения к разряду коммерческой тайны ряда научно-технических разработок, в том числе всех работ по исследованию генома человека. И этому, кстати, сильно сопротивлялись представители бизнеса от науки.

Статья 5 проекта определяет, какая информация не может составлять коммерческой тайны. В отличие от вышеназванного Постановления Правительства N 35 этот перечень основательно сокращен. Приведем для сравнения перечень из пока еще действующего постановления, отметив в нем жирным шрифтом то, что предлагается сохранить в соответствии с принятым законопроектом:

  • документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (документы, подтверждающие факт внесения записей о юридических лицах в Единый государственный реестр юридических лиц, свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, лицензии, патенты);
  • сведения по установленным формам отчетности о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в государственную бюджетную систему РСФСР;
  • документы о платежеспособности;
  • сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, а также о наличии свободных рабочих мест;
  • документы об уплате налогов и обязательных платежах;
  • сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения, а также других нарушениях законодательства РСФСР и размерах причиненного при этом ущерба;

Как видно, сохранить предполагается крайне ограниченный и не самый существенный для общества объем информации.

Кроме того, тем же Постановлением N 35 устанавливались категории лиц и организаций, которым предприниматели обязаны предоставлять означенную информацию. В этом списке, помимо государственных органов, значатся и трудовые коллективы, и представители работников. Теперь же при коллективных переговорах по заключению коллективного договора профсоюзы окажутся в ситуации слепых котят, вынужденных вести переговоры о заключении выгодных для работников условий труда, не зная реального финансового положения работодателя. Иначе говоря, работодатели получат законную возможность дезинформировать работников, не опасаясь при этом никакой юридической ответственности. На каждый запрос профсоюза будет поступать соответствующий закону ответ: мы не можем дать вам такой информации потому, что она составляет коммерческую тайну.

Еще более интересным положением законопроекта является пункт 3 части 2 статьи 12, обязывающий всех без исключения работников коммерческой организации выполнять стукаческие функции: "В целях охраны конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, работник обязан: <…> незамедлительно сообщать работодателю о ставших известными ему разглашении либо угрозе разглашения информации, составляющей коммерческую тайну работодателя и (или) его контрагентов, незаконном получении или незаконном использовании третьими лицами информации, составляющей коммерческую тайну работодателя и (или) его контрагентов". Обращает на себя внимание требование доносить информацию даже о предполагаемой возможности разглашения коммерческой тайны. За невыполнение этого требования работнику, как минимум, грозит увольнение в соответствии с подпунктом "в" пункта 6 ст. 81 Трудового кодекса, а как максимум придется вдобавок "возместить причиненные убытки в полном объеме, если он виновен в разглашении информации, составляющей коммерческую тайну, ставшей ему известной в связи с исполнением им трудовых обязанностей". Всем предлагается следить за всеми. Завод по производству молока превратится в сверхсекретный военный объект. Можно было бы посоветовать разработчикам, столь обеспокоенным защитой коммерческой тайны, в дополнение отнести всех работников предприятий, где имеется коммерческая тайна, к разряду невыездных.

Очевидно, что в принятой редакции законопроект представляет угрозу гарантированным Конституцией правам граждан. Согласно статье 29 Конституции, каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Естественно, существует государственная тайна, и Конституция оговаривает, что она определяется отдельным Федеральным законом. Но о коммерческой тайне Конституция ничего не говорит. Если вызывает обоснованные возражения расширительное толкование государственной тайны, предусмотренной Конституцией, то столь безразмерно определяемая коммерческая тайна тем более недопустима.

В предложенном виде проект нарушает права СМИ, которые лишаются возможности получать достоверную информацию о деятельности коммерческих организаций, хотя закон "О средствах массовой информации" (статья 1) определяет задачей СМИ "поиск, получение и распространение массовой информации".

По всей видимости, закон может быть окончательно принят уже в текущем году и вступить в силу с 2004 года. Последствия принятия его в таком виде очевидны.


Анализ законопроекта "О коммерческой тайне" подготовлен Олегом Бабичем.

Дальше...
Оглавление выпуска