Законотворческий процесс в Государственной Думе АРМИЯ И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА Раздел 1. О результатах рассмотрения законопроектов, касающихся прав граждан призывного возраста, военнослужащих и уволенных с военной службы, погибших
Внесен Государственным Собранием Республики Башкортостан. Профильный комитет - Комитет по обороне. Отклонен 21.05.2003 г.
Внесен депутатами Законодательного Собрания Краснодарского края. Профильный комитет - Комитет по обороне. Отклонен 21.05.2003 г.
Внесен депутатами Государственной Думы В. А. Калягиным, В. Н. Волковым, В.Ф. Дорогиным 17.12.2001 г. Профильный комитет - Комитет по обороне. Отклонен 21.05.2003 г.
Внесен Государственным Советом Республики Коми. Профильный комитет - Комитет по обороне. Отклонен 21.05.2003 г.
Законопроекты NN 227577-3, 232051-3, 163053-3 были прокомментированы в разд. 3 блока "Армия и права человека" 58 выпуска оперативной информации. Законопроект N 245512-3 повторяет положения законопроектов NN 163053-3 и 232051-3 и вводит дополнительную обязанность должностных лиц, ответственных за военно-учетную работу: "способствовать обеспечению своевременной явки граждан по вызовам военкоматов" (изменение в пункт 1 статьи 4 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"). Правительство РФ дало отрицательные отзывы на все четыре законопроекта (на проект N 163053-3 был сначала положительный, а затем отрицательный отзыв). Госдума 21 мая провела обсуждение всех этих законопроектов за 20 минут и отклонила их. Возможно, что отрицательные отзывы Правительства связаны со вступлением в силу Федерального закона "О системе государственной службы в РФ" N 58-ФЗ от 27 мая 2003 г. (статьей 19 этого закона установлено: "Определение военной службы как вида федеральной государственной службы, содержащееся в статье 6 настоящего Федерального закона, применяется со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в федеральные законы, регулирующие вопросы прохождения военной службы"). 5. Законопроект N 223206-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" (о сокращении числа граждан, освобождаемых от призыва на военную службу). В первом чтении был принят с названием "О внесении изменений и дополнений в статьи 8, 23, 51 и 52 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Внесен депутатом Государственной Думы Н. М. Безбородовым 9.07.2002 г. Профильный комитет - Комитет по обороне. Принят в 1 чтении 24 декабря 2002 г. Возвращен на доработку в ответственный комитет 16.04.2003 г. Отклонен при рассмотрении во втором чтении 22.05.2003 г. Законопроект был прокомментирован в 48 и 58 выпусках обзора.
Внесены Президентом РФ, хотя их принятие - исключительная компетенция Государственной Думы. Профильный комитет - Комитет по законодательству. Приняты в первом чтении 21 мая 2003 года. Текст законопроекта N 328861-3 во втором чтении.
Против всех военнослужащих, не оказавшихся в воинских частях, к которым они приписаны, в том числе пленных, заложников, похищенных, возбуждаются уголовные дела по статьям 337 "Самовольное оставление части или места службы" или 338 "Дезертирство". Однако заочное применение акта об амнистии не допускается. Значит, хотя статьи 337, 338 в этих постановлениях не вошли в списки статей, не подлежащих амнистии, все эти уголовные дела не будут прекращены до обнаружения человека или трупа. Розыск их фактически не производится, в списках погибших они не числятся, но зато числятся в списках уголовников. Каково их родителям?
Внесен депутатом Государственной Думы А. А. Никитиным. Профильный комитет - Комитет по обороне. Принят в первом чтении 23.05.2003 г.
Внесен депутатами Государственной Думы Т. А. Астраханкиной, Н. М. Безбородовым, Е.А. Зеленовым, А. А. Никитиным, Д. Ф. Солдаткиным. Профильный комитет - Комитет по обороне. Законопроект отклонен 23.05.2003 г.
Внесен членом Совета Федерации Р. Г. Абдулатиповым. Профильный комитет - Комитет по обороне. Отозван автором.
Внесен депутатом Государственной Думы С. Н. Юшенковым. Профильный комитет - Комитет по обороне. Отклонен 23.05.2003 г.
Действующим ФЗ "О днях воинской славы (победных днях) России" N 32-ФЗ от 13.03.1995 г. установлено 15 дней воинской славы:
Законом установлены также формы увековечения памяти воинов России, организация и порядок проведения дней воинской славы России, в том числе в организациях Вооруженных Сил РФ и других войсках (статья 5: "В дни воинской славы России, предусмотренные статьей 1 настоящего Федерального закона, в Вооруженных Силах Российской Федерации и других войсках проводятся торжественные мероприятия. Порядок их проведения определяет Правительство Российской Федерации"), финансирование этих мероприятий "за счет средств федерального бюджета и внебюджетных средств, а также за счет добровольных (в том числе целевых) взносов и пожертвований физических и юридических лиц". Авторы законопроекта N 110048-3 предложили добавить еще 10 победных дней и финансировать мероприятия по их проведению не только из федерального бюджета, но и из бюджетов субъектов РФ и местного самоуправления. Госдума законопроект отклонила. С. Н. Юшенков предложил исключить из названия победного дня 23 февраля слова "День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии (1918 год)", т.к. они не соответствуют исторической правде. Госдума отклонила его законопроект. Автор законопроекта N 153661-3 - депутат А. А. Никитин считает некорректными названия 9 из 15 победных дней и предложил внести изменения в их названия. Законопроект принят в первом чтении.
Внесен Правительством РФ. Профильный комитет - Комитет по труду и социальной политике. принят во втором чтении 15.05.2003 г.
С 1 октября 2003 г. минимальный размер оплаты труда (МРОТ) в России установлен равным 600 рублей в месяц. Это еще далеко до среднего по РФ прожиточного минимума, который к 1 октября, скорее всего, превысит 2000 руб. Денежное довольствие военнослужащих устанавливается в пропорции к денежному довольствию заместителя Министра обороны, а не в пропорции к МРОТ (см. соответствующие Указы Президента 2002 года). Повышение МРОТ приведет, возможно, только к индексации должностных окладов военнослужащих.
Внесен депутатом Государственной Думы Т. В. Плетневой. Профильный комитет - Комитет по труду и социальной политике. Отклонен 15.05.2003 г.
Внесен депутатами Государственной Думы А. Н. Белоусовым, А. С. Ивановым, О.Г. Дмитриевой, И. Д. Грачевым, В. Р. Пашуто, С. И. Неверовым, В. Б. Савостьяновой, И. А. Ивлевым, В. Д. Катальниковым, О. В. Шеиным. Профильный комитет - Комитет по труду и социальной политике. Отклонен 15.05.2003 г.
Внесен депутатами Государственной Думы О. Г. Дмитриевой, И. Д. Грачевым, А. В. Апариной, В. Р. Пашуто, Т. В. Плетневой, В. Б. Савостьяновой, О. Н. Смолиным, В. Т. Сайкиным, О. В. Шеиным, В. А. Буткеевым, В. П. Марковым, Г. К. Леонтьевым, С. И. Неверовым, Л. Н. Швецем, С. И. Колесниковым, А. Н. Белоусовым, Б. Л. Резником. Профильный комитет - Комитет по труду и социальной политике. 15.05.2003 г. закон не принят в ранее принятой Государственной Думой редакции - после двукратного отклонения Советом Федерации и создания дважды согласительной комиссии.
Пенсионный фонд РФ и Совет Федерации не пропускают изменений в новые пенсионные законы, касающиеся повышений пенсий даже инвалидам. Напомним, что инвалидам военной травмы I группы инвалидности (самой тяжелой), уволенным с военной службы по призыву и не имеющим в силу возраста трудового стажа, согласно ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" в 2002 году назначена пенсия в 1350 рублей (в 2003 году она проиндексирована, но по-прежнему не достигает прожиточного минимума гражданина - не инвалида). Некоторые субъекты РФ (но далеко не все) ее увеличили, издав собственные нормативные акты. Не исправлена также ситуация, при которой расчет трудовой пенсии органами социальной защиты производится без учета срока службы гражданина по призыву (статья 30 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" учет этого периода в жизни гражданина не предусматривает). |