21.06.2010

В представительство ПЦ «Мемориал» в г.Назрань с письменным заявлением обратилась жительница с.Сагопши Малгобекского района Республики Ингушетия Петимат Кузикова, проживающая по адресу: ул.Джабагиева, 49.
В нем она просит защитить права ее сына Артура Мухметовича Гатагажева, 1975 г.р. В настоящее время он объявлен в республиканский розыск. Основания, по которым его ищет милиция, родителями неизвестны. Они пытались выяснить причины у начальника Малгобекского ОВД Мухажира Евлоева, но он им так ничего конкретного не сказал. Более того, Евлоев не дал гарантий безопасности Артуру в случае, если родители приведут его в милицию, объяснив это тем, что Гатагажева могут забрать сотрудники федеральных силовых структур, а за них он ручаться не может.
В поле зрения правоохранительных органов Артур Гатагажев попал в ноябре 2008 года, когда подрабатывал таксистом. 18 ноября он был задержан сотрудниками ФСБ на посту ДПС «Волга 16» вместе с пассажиром Русланом Теркакиевым. Впоследствии последний был осужден по ст.222 (Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств) УК РФ, а Артура после допроса отпустили. Однако машину ему не вернули. Только 9 февраля 2009 года Гатагажевым позвонили из ФСБ и предложили приехать и забрать машину. 10 февраля Артур поехал забирать ее и был задержан. После задержания в доме Гатагажевых был произведен обыск, в ходе которого «силовики» обнаружили самодельное взрывное устройство. Как утверждают сами Гатагажевы, взрывчатку им подбросили сами «силовики».
Артуру были предъявлены обвинения по ст.222 УК РФ. Через несколько месяцев Малгобекским судом Артур Гатагажев был осужден на год лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении. Данное решение было обжаловано в кассационном порядке в Верховном суде РИ. Дело вернули в Малгобекский суд на новое рассмотрение дела. Срок наказания был сокращен, и в ноябре 2009 года через восемь месяцев после задержания Артур вышел на свободу. В заключении Гатагажев заболел гепатитом В и С, поэтому после освобождения он поехал в г.Ростов-на-Дону на медицинское обследование. После возвращения домой к Гатагажевым пришел участковый милиционер Альберт Гандалоев и потребовал от Артура, чтобы он впредь все свои поездки за пределы республики согласовывал с ним и заблаговременно сообщал, куда и на какой срок он собирается выехать.
В мае 2010 года в доме Гатагажевых сотрудниками неустановленных силовых структур был произведен несанкционированный обыск. Вооруженные люди в масках объяснили свои действия проверкой паспортного режима. Во время обыска сняли на видеокамеру всех членов семьи и дом Гатагажевых. Вели себя грубо. В это время Артур был дома, но никаких претензий ему высказано не было. Еще один обыск в доме Гатагажевых был проведен 8 июня 2010 года. Около 6:00 к дому подъехали сотрудники неизвестной силовой структуры. Все - в масках. «Силовики» не представились, не предъявили документов. В течение почти двух часов они осматривали помещения, но ничего противозаконного не нашли. После настоятельных просьб хозяйки дома Петимат Кузиковой, ей показали постановление на обыск, но в руки не дали и копию не оставили. По окончанию обыска не был составлен протокол. «Силовики» интересовались местонахождением Артура, который в это время был в гостях у дяди. Петимат обещала привести сына по первому требованию, куда они скажут, но сотрудники силовых структур сказали, что сами его найдут, а родителей и жену Артура пригласят на опознания тела. Подобного рода заявление вызвали серьезное беспокойство у родителей Артура, и они решили обратиться за помощью к уполномоченному по правам человека, в правозащитные организации, а так же написали заявления в районную и республиканскую прокуратуру.

В ПЦ «Мемориал» Орлову О.П.
копия: в комитет «Гражданское содействие»
Ганнушкиной С.А.
от Кузиковой Петимат Абдулвахитовны,
проживает по адресу: с.Сагопши, ул.Джабагиева, 49.
Заявление
Я обращаюсь к Вам за помощью в защите прав моего сына, Гатагажева Артура Мухметовича, 1975 г.р. В феврале 2009 году мой сын был задержан сотрудниками ФСБ. Сначала его пытались обвинить в подрыве маршрутного такси в г. Владикавказ, но не найдя данному факту подтверждения, в нашем доме провели обыск, подбросили самодельное взрывное устройства и на этом основании возбудили против него уголовное дело по ст. 222 УК РФ (незаконное хранение оружия). Через несколько месяцев Малгобекским судом он был осужден на год вольного поселения. Данный приговор мы обжаловали в кассационном порядке в Верховном суде РИ. Дело вернули обратно в Малгобекский суд. Дело пересмотрели и сократили срок. Артур вышел на свободу в ноябре 2009 года, отсидев 8 месяцев за преступление, которого он не совершал. У следствия не было никаких доказательств вины Артура и на взрывчатом веществе, которое нашли якобы у нас в доме, не было отпечатков пальцев Артура, что подтвердила экспертиза. Более того, находясь в заключении Артура заразили гепатитом С и В. И все-таки мы были рады, что Артур вышел на свободу. Однако спокойно жить нам не дают. Мы повезли Артура в Ростов на медицинское обследование. После того, как он вернулся, к нам пришел участковый милиционер Альберт Гандалоев. Он потребовал от нас, чтобы Артур никуда без его ведома, не уезжал и должен все свои поездки за пределы республики согласовывать с ним. При этом он сослался на указание президента РИ. В мае 2010 года к нам с обыском ворвались сотрудники федеральных силовых структур. Они не представились и не предъявили никаких документов. Вели себя грубо. Всех кто был дома и сам дом сфотографировали. Артур был дома. Никаких претензий ему предъявлено не было. Следующий обыск был произведен 8 июня 2010 г в 6:00. Снова приехали сотрудники федеральных силовых структур в большом количестве. Все в масках. Не представились, документов не показали. Разговаривал один, старший. Говорил на русском языке. В этот раз Артура дома не было, он ночевал у дяди. Около двух часов наш дом обыскивали, переворачивали вещи. Ничего противозаконного не нашли. По моему настоятельному требованию показали постановление на обыск. В руки мне его не дали и копию не оставили. Протокол обыска не составляли. Спрашивали про Артура. Я сказал, что его дома нет, но по первому их требованию я приведу его. Они сказали, что сами его найдут, а нас вызовут на опознания его тела. Жене моего сына пригрозили вызвать ее через два дня в ФСБ, а если она не придет, обещали привести силой. После этого обыска мой муж пошел на прием к начальнику Малгобекского РОВД Мухажиру Евлоеву, чтобы выяснить причину этих обысков. Мухажир Евлоев заявил, что Артур находится в местном розыске, но на каком основании и в чем его подозревают, не объяснил.
У нас есть серьезные основания опасаться за безопасность своего сына. Судя по тому, как ведут себя сотрудники милиции, они намерены обвинить моего сына в новых преступлениях, которые он не совершал. Не исключено, что его попытаются ликвидировать при задержании.
Мы не знаем, что нам делать и к кому обратиться за помощью. В связи с этим просим Вас оказать содействие в защите прав моего сына Артура Гатагажева. Со своей стороны при условии гарантии его безопасности, мы готовы привести Артура в любую правоохранительную структуру, чтобы они могли задать ему интересующие их вопросы.

21 июня 2010 г. Кузикова П. А.


ПЦ "Мемориал"
См. также: http://www.memo.ru/hr/hotpoints/caucas1/msg/2009/02/m161675.htm