К предыдущей главе...

АРМЕНИЯ

Общая ситуация

Пребывание в Ереване оставило впечатление большой общественной активности, которая выражается и объясняется по-разному. Люди приспособились к тяжелым условиям жизни, обзавелись керосиновыми лампами, свечами, портативными газовыми плитками, обогревателями. Хозяйки выучились готовить простые блюда почти «из воздуха», горожане освоили огородничество на клочках земли, привыкли к ночному образу ведения хозяйства, поскольку электричество подается по скользящему графику и гарантировано только ночью. Большую роль в обеспечении населения продуктами питания сыграла, по словам наших собеседников, проведенная приватизация земли. Предстоящая зима уже не вызывает ужаса, как было два года назад.

Мы побывали в Экспериментальной лаборатории технической ортопедии, где небольшая группа специалистов, возглавляемая инженером Ашотом Манукяном, освоила немецкую методику детского протезирования. Цена протезирования варьируется в зависимости от возможностей пациента. Еще один пример самоотверженного служения детям мы видели в детском доме для беспризорных. Детский дом приютил втрое больше детей, чем планировалось вначале, средства его весьма скудны, не хватает кроватей, одежды. Однако там живут обласканные, раскрепощенные дети, которые зовут своего директора братом и которые устроили для нас импровизированный концерт. Малыши пели на армянском, русском и английском языках очень музыкально и с таким наслаждением, что их невозможно было остановить. К тому же все дети учатся рисовать, и многие весьма в этом преуспевают — их директор профессиональный художник.

Иное настроение можно наблюдать в среде, более знакомой с внутриполитической обстановкой в республике, например среди журналистов или юристов. Их оценка ситуации практически без исключения была резко отрицательной. Обстановка в Армении характеризуется бесконтрольностью полиции, которая, по рассказам опрошенных, занимается открытым и почти узаконенным рэкетом; избиениями с целью вымогательства; граждане чувствуют себя незащищенными и больше страшатся правоохранительных органов, чем правонарушителей. Известны случаи избиения пикетчиков и участников митингов, были избиты известные адвокаты, защищавшие диссидентов еще в советское время и сейчас ведущие дело «ДРО» (см. ниже). Имеют место угрозы журналистам, в частности в связи с их протестами против войны в Чечне. Оппозиционную газету «Голос Армении» не раз закрывали, но под давлением политиков Запада вынуждены были открывать снова. Министерство обороны имеет свою военную полицию, которая участвовала в преследованиях религиозных меньшинств (избиения, задержания без предъявления обвинений на несколько дней). Кроме того, у министра обороны Вазгена Саркисяна есть отряд под названиям «Охранники края» («Еркрапа»), который внушает населению больше страха, чем полиция. Отряд состоит из бывших добровольцев карабахской войны, его члены не имеют представления о законе и убеждены в том, что отстаивают справедливость. Появление больших групп молодежи с таким менталитетом — обычный и опасный результат войны.

Правозащитные организации

Парламентская комиссия по правам человека ликвидирована. Ее бывший председатель Рафаэль Папаян считает ликвидацию Комиссии правильной. В новом Парламенте он возглавил Комиссию по культуре и, судя по его высказываниям в беседе с нами, отошел от правозащиты. Его бывший заместитель в Комиссии по правам человека Агаси Аршакян считает, что в республике царит «правовой беспредел, идет криминализация общества». Он привел примеры расправы милиции с гражданами.

Общественные организации работают очень активно. Некоторые из них находят, что в республике идет процесс демократического развития: «Армения — гарант стабильности в Закавказском регионе» (Анаит Баяндур, Комитет ХГА Армении), «Мы всем довольны и ни на что не жалуемся» (Левон Мартиросян, «Союз молодых демократов»).

Особого внимания заслуживает возглавляемый Гретой Мирзоян Комитет солдатских матерей, существенно отличающийся от аналогичной организации в России. Основная задача Комитета — способствовать созданию армянской армии. Члены Комитета, в соответствии с приказом министра обороны имеют доступ в части, где они стараются создать здоровую обстановку. По инициативе Комитета принят закон о том, что из семей, где один сын погиб в армии, другие сыновья не подлежат призыву. Комитет добился для армянских призывников права служить в частях российской армии, дислоцированных в Армении, что говорит о его влиятельности. (Каков статус армянских солдат в армии России, остается, правда, непонятным.) Комитет оказывает помощь семьям погибших. Грета Мирзоян отрицательно оценивает роль военной полиции в организации призыва в армию и применяемые ею насильственные методы.

В декабре 1995 года было отказано в регистрации «Обществу защиты прав политических заключенных» на том основании, что таковых в Армении нет. Долгое время не получал регистрации Хельсинкский комитет Армении (в составе Хельсинкской международной федерации) на том основании, что его устав противоречит законодательству республики. Хельсинкский Комитет ставит своей задачей «сбор и публикацию информации о нарушениях прав человека в Армении», это единственная в Армении организация, выступившая с заявлением против войны в Чечне.

Вокруг выборов

Большинство представителей общественных организаций отмечают большие нарушения, имевшие место во время прошедших выборов. Исполнительный директор Фонда «Против правового произвола», заместитель председателя Союза армянских женщин Лариса Алавердян выразила негодование по поводу плохой организации выборов и множества имевших место процедурных нарушений. Союз армянских женщин подготовил документ, в котором выражается протест против отстранения беженцев от участия в выборах. Гораздо резче по поводу нарушений на выборах выступает Левон Нерсесян — исполнительный директор «Фонда защиты прав человека, прогресса и милосердия» имени Сахарова (председатель — Агаси Аршакян). Левон Нерсесян утверждает, что «нарушения были на всех уровнях, начиная с формирования списков и до голосования»; «выборы были несвободными и несправедливыми». Фонд им. Сахарова организовал наблюдение за избирательной кампанией и готов с материалами в руках доказывать свою точку зрения. Не менее резко о фальсификации результатов выборов говорил один из организаторов Научно-промышленного и гражданского союза бывший депутат ВС Армении Сурен Золян. С.Золян отметил в беседе с нами равнодушие к нарушениям демократической процедуры на выборах со стороны членов парламентов западных стран, которых интересует только проблема стабильности в странах бывшего СССР.

Экспедиция в Армению, на наш взгляд, показала, что в настоящее время в этой новой независимой стране проблема соблюдения прав человека требует самого пристального внимания

Дело «ДРО»

В этом и следующем разделах мы сосредоточимся на комплексе нарушений, связанных с так называемым делом «ДРО», и прокомментируем официальную позицию властей в вопросах соблюдения прав человека, связанную, как нам представляется, самым непосредственным образом с идущими и предстоящими переговорами о разрешении армяно-азербайджанского конфликта.

28 декабря 1994 года был издан указ президента Армении о временном (до суда) приостановлении деятельности Армянской революционной федерации (АРФ) «Дашнакцутюн». Основанием явилось наличие внутри АРФД террористической законспирированной организации «ДРО», а также участие в руководстве АРФД иностранных граждан. Верховный суд Армении 12–13 января 1995 года вынес решение о приостановлении деятельности АРФД на шесть месяцев на основании противоречия факта участия иностранцев в руководстве АРФД закону об общественных организациях и закону о гражданстве. В этих законах, однако, содержится противоречие международным нормам, закрепленным в Международном пакте о гражданских и политических правах, к которому Армения присоединилась 1 апреля 1991 года. Таким образом, Верховный суд нарушил международные правовые нормы. Приостановка деятельности АРФД сама по себе предполагает возможность ее возобновления. Однако не существует механизма, который позволил бы это воплотить в жизнь. Члены организации не могут даже собраться, чтобы принять какие-либо решения, которые сделали бы возможным возобновление ее деятельности. Обращения в Верховный суд за разъяснениями по этому вопросу были проигнорированы. Выступления Президента по телевидению 28 декабря и в Верховном Совете 18 мая, по сути дела, предваряли результаты как следствия, так и судебного разбирательства. Ряд высокопоставленных чиновников и государственных деятелей также в своих выступлениях ни в коей мере не учитывали презумпцию невиновности. Обвинения касались убийств целого ряда политических деятелей Армении, причастность к которым обвиняемых по делу «ДРО» на сегодня не доказана. Весной 1996 года вопрос о возобновлении деятельности АРФД снова был поставлен, однако к маю власти еще не приняли по нему решения.

Дело «ДРО» стало ядром широкой кампании по устранению с политической арены противников существующей власти. В этом качестве оно далеко вышло за пределы фигурирующих в деле обвинений (убийства и бандитизм) и затронуло гораздо более широкий круг лиц и организаций, нежели те, что непосредственно обвиняются в участии в «ДРО». В сущности, и судебные процессы вышли за рамки дела «ДРО». В своем выступлении 18 мая Президент угрожал преследованием по закону не только предполагаемым участникам конкретных терактов, но и всем, кто поддерживал и поддерживает терроризм морально. В конкретной ситуации Армении это оборачивается запугиванием и избиениями адвокатов, исключением каких-либо попыток поставить под сомнение обвинения в тяжелейших преступлениях. Так, 21 марта 1995 года был совершен налет на офис общественной организации адвокатов «Авангард», часть налетчиков блокировала все двери, остальные избивали присутствовавших в офисе адвокатов. 28 апреля в 9 часов утра на улице был избит известный своей правозащитной деятельностью адвокат Рубен Саакян.

Члены экспедиции располагают данными и свидетельствами, говорящими о многочисленных нарушениях в ходе следствия как непосредственно по делу «ДРО», так и по делам, выделенным в отдельное производство. Это недозволенные методы ведения следствия (избиения, длительное содержание в карцере, фальсификации результатов обысков, подделка вещественных доказательств, запрет встреч подзащитных с адвокатами, отказ в медицинской помощи и др.). Один из обвиняемых по делу об убийстве Амбарцума Голстяна, бывшего мэра Еревана, зашил себе рот, по словам адвоката, в знак протеста против давления во время следствия. Есть основания предполагать, что один из подследственных по делу «ДРО» Ваагн Авакян жестокими избиениями был принужден написать фальшивый дневник, который в дальнейшем вместе с тротиловой шашкой, которую Авакяна заставили взять в руки для получения отпечатков пальцев, был подкинут в его кабинет. Целью фабрикации дневника было получить компрометирующий материал на неугодных членов АРФД, в частности на члена бюро Ваана Ованесяна. В ходе судебного процесса на дневник делались ссылки, но он не был представлен суду, якобы потому, что дневник приобщен к другому делу, выделенному из дела «ДРО».

Отголоском кампании являются и нарушения свободы слова. Сразу после оглашения указа Президента (по телевидению) ночью сотрудники Государственного управления национальной безопасности и Министерства внутренних дел, ссылаясь на указ, без санкции прокурора произвели обыски в редакциях двух органов АРФД («Азатамарт» и «Еркир»), а также еще в семи редакциях, информационном агентстве и армяно-канадском предприятии (издательстве), где в руководстве были дашнаки. При этом были нарушены имущественные права, так как имущество организаций и сотрудников уничтожили или вывезли без всяких законных оснований. Обыски сопровождались насилием. Трудовые книжки сотрудников изымались, что по армянским законам препятствует поступлению на работу в дальнейшем. Таким образом, были нарушены и трудовые права. Какие-либо правовые акты, санкционирующие эти действия, не известны. Все эти издания в настоящее время не выходят. В апреле 1996 года дело «ДРО» еще не было закончено, суды и следствия продолжаются. Ваану Ованесяну инкриминируется измена родине (ст.59), он обвиняется в попытке организации теракта (ст.67), а также в покушении на преступление. Вместе с ним по делу проходит 33 человека. По словам ереванцев, Рубен Саакян не подвергался больше насилию, однако он фактически потерял клиентуру, поскольку прошел слух, что его участие в процессе может плохо сказаться на результатах.

Официальная позиция властей

Большой интерес представляет позиция официоза. С нашей точки зрения, в ней наличествуют некоторые элементы демонстративного неуважения общепринятых международным сообществом норм. Эта демонстративность должна иметь какие-то серьезные основания, так как обычно даже диктаторские режимы пытаются соблюдать видимость уважения этих норм. Заместитель министра иностранных дел РА Вардан Осканян сказал, беседуя с нами:

«Правительство много делает для народа — и если бы оппозиция не была так политизирована и сотрудничала бы с правительством, уже через несколько лет у нас была бы демократия. Однако на деле происходит обратное: демократия и либерализм эксплуатируются оппозицией, и если, прикрываясь демократией и либерализмом, хотят свергнуть правительство или практиковать терроризм, то — чтобы через 3–4 года у нас была настоящая демократия — сегодня мы не всегда должны быть демократами. Это идеология круга лиц, занимающих ключевое положение в политической сфере. Эти идеи близки Президенту Левону Тер-Петросяну».

Нет сомнения, что г-н Осканян приоткрыл нам действительные взгляды руководства страны на демократию и права человека сегодня: высказывания армянских руководителей на эту тему, звучащие в их речах, — не только не противоречат целостной конструкции г-на Осканяна, но в сопоставлении с нею приобретают более отчетливый смысл. Попытаемся эксплицировать ее содержание.

1) Презумпция виновности оппозиции в терроризме и в попытке свержения законной власти, в то время как процесс по делу «ДРО» еще не завершен и проходит с серьезнейшими нарушениями в ходе предварительного следствия, а другие подобные дела не доведены пока до стадии судебного разбирательства.

2) Недифференцированный (или малодифференцированный) подход к оппозиции: для власти оппозиция — нечто единое и однородное, во всяком случае не членимое на части внутри анализируемой конструкции. Поэтому презумпция виновности оппозиции может в нужный момент обернуться презумпцией виновности всех не согласных с властью.

3) Простота и откровенность схемы: ради близкого торжества демократии и свободы — их временное (на несколько лет) ограничение применительно к оппозиции. Обычно (если не вводится чрезвычайное положение) в таком не признаются до последнего, даже будучи уличаемыми — почти всегда остается вероятность того, что нарушения прав человека и демократических процедур, даже систематические, не являются результатом государственной политики в этой сфере. А если все-таки являются и это невозможно опровергнуть, такое государство могут ждать самое резкое осуждение и санкции, так что такая откровенность дорогого стоит или может стоить... Так зачем же она нужна, в чем ее смысл?

4) Демонстрация решимости последовательно ограничивать права оппозиции, рассчитанная на разных адресатов и вне страны (государства региона, включая непризнанную НКР) и внутри Армении (вообще население, и, в частности, – оппозиция). По-видимому, имея сильную оппозицию, трудно заставить с собою считаться при улаживании территориальных споров, трудно взять на себя ответственность за нестандартные решения – слишком велика сила политической инерции и ограничена свобода маневра. В ближайшие годы Армения должна будет принимать такие решения... Что же касается оппозиции, то демонстративное ограничение ее прав и вообще норм демократии – может побудить некоторых оппозиционеров заняться незаконной деятельностью, и тогда властям, охотясь на них, заодно можно будет раздавить (если не физически, то морально) оппозицию как таковую.

К предыдущей главе...