Законотворческий процесс в Государственной Думе

ПРАВОЗАЩИТНЫЙ АНАЛИЗ
Выпуск 46 (обзор за октябрь 2002 года)
26 октября 2002 года

Тема выпуска

Антитеррористическая операция в стадии борьбы с журналистами и родственниками террористов

(Продолжение. Начало здесь)

2. Сразу в трех чтениях принят Федеральный закон "О внесении дополнения в Федеральный закон "О борьбе с терроризмом", внесенный депутатами Николаем Безбородовым ("Регионы России"), Александром Коржаковым (ОВР), Александром Яшиным ("Единство"), Александром Чершинцевым ("Регионы России"). Законом устанавливается, как поступать с уже убитыми "террористами". Трупам "террористов" посвящен и принятый в тот же день в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений и дополнения в Федеральный закон "О погребении и похоронном деле", внесенный депутатами Александром Гуровым ("Единство"), Францем Клинцевичем ("Единство"), Сергеем Житинкиным ("Единство"), Павлом Бурдуковым (Агропромышленная группа), Николаем Ковалевым (ОВР) и Валерием Останиным ("Яблоко").

Поправкой в закон "О борьбе с терроризмом" определяется, что "погребение террористов, умерших в результате пресечения террористической акции, осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. При этом их тела для захоронения не выдаются и о месте их захоронения не сообщается". Аналогичное дополнение помещается в закон о похоронном деле.

Как заявил Борис Надеждин (СПС), "если этот закон против трупов, это какая-то дикость. Если этот закон против родственников, это другая история. В нашей стране были такие порядки. Когда репрессированных расстреливали "тройки" при Сталине, тогда действительно трупы не выдавались и ничего не сообщалось."

Закон, откровенно проталкиваемый Кремлем (хотя грязное дело авторства и доверили депутатам-марионеткам), похоже, действительно против трупов, и, скорее всего, не столько трупов тех, кого большинство населения понимает под "террористами". По словам Артура Мяки (СПС), срочность принятия закона, может быть связана с тем, что какие-то силы хотят скрыть, что в действительности произошло в театральном центре: "Около ста человек являются пропавшими без вести, и я очень боюсь, что под этой маркой часть людей, которые не являлись террористами, но случайно были убиты в период операции, могут провести как террористов".

Такие опасения не беспочвенны. Несколько фамилий зрителей, обнаруженных с простреленной головой в морге "Лефортово", уже известно (к сведению представителя Президента Александра Котенкова, парировавшего: "назовите фамилии"). Правда, известно лишь о тех, о чьем присутствии на спектакле достоверно знали родственники. Но никто не скажет, сколько действительно зрителей было на "Норд-Осте", как много там было иногородних, о судьбе которых пока никто не догадывается, а, возможно, и некому искать, и как доказать, что человек находился и пропал без вести именно там, а не затерялся в другом месте.

Проект рождает не только нравственные, политические, криминалистические, но и сугубо правовые вопросы. Что значит - "погребение террористов"? Кто и почему в данном случае определяется как "террорист"? Когда состоялась силовая операция, валяются трупы, как достоверно установить, кто - данное лицо, в чем именно оно виновно? Депутат Гуров дезинформировал Думу, утверждая, что до прекращения уголовного дела в связи со смертью "террориста" проводится "полный цикл расследования, и в постановлении резюмируется, кто он". Расследование может длиться годами, и никто никогда в отношении умершего "полный цикл" не проводит - да и как его проводить, если одна из сторон находится в столь невыгодном положении? Между тем, "кто он" может быть установлено не расследованием, а судом, который в случае смерти невозможен: виновность, согласно статье 49 (части третьей) Конституции, должна быть доказана в установленном федеральным законом порядке и установлена, вступившим в законную силу, приговором суда. Следовательно, "террористом" некто убитый в ходе операции, может быть в газетной статье, в воображении толпы, но не в юридическом смысле. По закону - никакого террориста в данном случае нет.

Второй вопрос - кого в данном случае наказывают? Наказание мертвых российскими законами не предусмотрено. Да и какого-либо дополнительного наказания преступников, помимо перечисленных в Уголовно-исполнительном кодексе РФ, быть не может, тем более что Кодекс распространяется только на живых осужденных. Правда (и на это указывал представитель Президента), в случае исполнения приговора к смертной казни, статья 186 УИК также запрещает выдавать тело и сообщать о месте захоронения. Только ссылка эта некорректна. Прежде всего, сама эта норма - рудимент ГУЛАГа должна была быть исключена из Кодекса. Главное же в том, что с августа 1996 года, то есть более шести лет, смертные приговоры в России не исполняются, т.е. запрет выдачи тел для погребения является "спящей" нормой. И ставить вопрос о ее исключении было бессмысленно лишь потому, что исключению из УИК подлежит вся глава, посвященная исполнению наказания в виде смертной казни. Наконец, в случае статьи 186, речь все-таки идет о лице, признанном судом виновным. В случае же пристреленного "террориста" никакого суда не было. И неизвестно, каковым был бы вердикт присяжных, выживи "террорист" и предстань он перед судом.

Значит, наказывают родственников, если таковые есть. Родственники, конечно, страдают в большинстве случаев наказания преступников - это в любом случае сказывается на семье. Но ситуация, рассматриваемая нами, имеет свою специфику. Родные осужденного могут наказываться. В конце концов, даже невыдача тела казненного по приговору суда, хотя и безнравственна, не противоречит международному праву. Родные же человека, погибшего при вооруженном столкновении, наказываться не могут по изложенным выше соображениям - судебного решения, имеющего силу закона, в отношении таких убитых нет.

Поэтому в Женевских конвенциях от 12 августа 1949 года и предусмотрено гуманное обращение с телами погибших, независимо от их предполагаемой вины.

Ссылка на Женевские конвенции в данном случае уместна. И это подтверждается следующими соображениями.

Первое из них то, что одобренные поправки относятся не только к погибшим на Дубровке. Власть упорно называет происходящее в Чечне "контртеррористической операцией". А следовательно, предлагается не выдавать тела всех погибших "в результате пресечения" этой странной, многолетней "террористической акции".

Федеральным законом "О борьбе с терроризмом" террористическая акция определяется как разовое мероприятие ("непосредственное совершение преступления террористического характера"). То, что происходит в Чечне, подпадает под совсем другое определение, содержащееся в Дополнительном протоколе II от 8 июня 1977 года (касающемся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера) к Женевским конвенциям. Под "немеждународным вооруженным конфликтом" в Протоколе понимается такой конфликт, который происходит на территории государства между его вооруженными силами и антиправительственными вооруженными силами или другими организованными вооруженными группами, которые, находясь под ответственным командованием, осуществляют такой контроль над частью территории, который позволяет им осуществлять непрерывные и согласованные военные действия (статья 1). Из этого следует, что положения Протокола II и самой Женевской конвенции об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях распространяются на чеченский конфликт. В том числе и положения, касающиеся тел погибших и их захоронения.

Протоколом II устанавливается, что во всех случаях, когда это позволяют обстоятельства, и в особенности после боя, безотлагательно принимаются все возможные меры к тому, чтобы разыскать мертвых и подобающим образом их захоронить (статья 8). Определение "подобающим образом" раскрывается в статье 17 Конвенции: "Стороны, находящиеся в конфликте, должны наблюдать, чтобы умершие были погребены с честью и, если возможно, согласно обрядам религии, к которой они принадлежат, чтобы могилы уважались, были сосредоточены, по возможности, согласно национальности умерших, содержались надлежащим образом и отмечались таким образом, чтобы всегда можно было их разыскать." Статья предусматривает также организацию специальной официальной "службы могил", на которую возлагается, в частности, информирование противной стороны ("самое позднее, по окончании военных действий") о точном местонахождении и обозначении могил, а также обеспечение "возможной отправки их на родину". В смысле Протокола II, это означает и выдачу тел родственникам. При этом Конвенция (относящаяся, в силу Протокола II, к немеждународным конфликтам) распространяет на "подобранных мертвых" запрет негуманного обращения, оскорбительного и унижающего обращения (статьи 3, 4).

Изложенное показывает, что принятые поправки находятся в прямом противоречии с нормами международного гуманитарного права, а, значит, и с Конституцией России.

Звучавшие в Парламенте ссылки на другие страны, "борющиеся с терроризмом" и якобы также скрывающие трупы, - недостоверны. США выдает родственникам тела казненных. Идентифицированные останки террористов, погибших вместе со своими жертвами 11 сентября 2001 года, Правительство США предложило вернуть родным или соответствующим правительствам при условии, что они оплатят доставку. Правда, желающих воспользоваться предложением не нашлось. В Израиле крайние националисты действительно предлагали аналогичную норму, но одобрена она не была. Так что никаких законоположений о "свиных шкурах", в которые якобы положено заворачивать погибших в Израиле террористов, не существует.

Даже страны, ведущие жесткую борьбу с терроризмом, не докатились до такой дикости.

Впрочем, авторы "трупных поправок" руководствовались, похоже, не только эмоциями, но и расчетом. Расчет не только в стремлении замести следы после "Норд-Оста". Известно, какой бизнес развернули "федералы" на телах убитых или казненных ими в Чечне. До сих пор, по какой бы причине тело у военных ни оказалось, его обязаны были выдать родственникам для захоронения. Теперь, вроде как, - нет. Значит, цена на трупы возрастает.

Вряд ли кто-нибудь надеется достичь такими мерами умиротворения.

Депутат Виктор Алкснис согласился ("Регионы России"), что поправки "выходят за рамки общепринятых норм", но поддержать их все равно следует, раз "речь идет о борьбе с людьми, которые сами первые преступили эти общечеловеческие нормы". И предложил заворачивать трупы чеченских террористов в свиные шкуры, как в Израиле. В Израиле, на самом деле, такого не происходит, хотя к тому и призывают некоторые подобные Алкснису оголтелые местные националисты.

Алкснису вторил Алексей Митрофанов (ЛДПР): "Традиционно, столетиями тела врагов, больших врагов не выдавали. Иногда выставляли их в кунсткамере, иногда на шесте выставляли. При товарище Сталине - провозили, чтобы болтались ноги из грузовика, потом сбрасывали в Волгу. После этого, кстати, очень улучшалась обстановка".

"Мы уже находимся не только вне правовых рамок, но и вне морали, - сказал Сергей Юшенков. - Этот закон абсолютно безнравственный, и голосовать за него - это преступление".

Между тем, фракция "Яблоко" не только приняла участие во внесении одного из этих законопроектов, но и дала за него из своих 17-ти 5 голосов. Против не проголосовал ни один депутат "Яблока".

Дальше...
Оглавление выпуска