Законотворческий процесс в Государственной Думе ПРАВОЗАЩИТНЫЙ АНАЛИЗ Правоприменение Федерального закона "О политических партиях" (с точки зрения профильного комитета Государственной Думы)Владимир ЛЕПЕХИН,
консультант Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций (Продолжение. Начало здесь) Еще одной проблемой, поднятой в средствах массовой информации и имеющей к Федеральному закону "О политических партиях" непосредственное отношение, стала проблема членства в политической партии государственных служащих. Статьей 23 Федерального закона предусмотрено, что ограничения права граждан России на вступление в политическую партию либо обязанность приостановления членства могут устанавливаться для отдельных категорий граждан федеральными законами. В начале 2002 года некоторые депутаты и представители исполнительной власти стали высказываться за разрешение членства в партиях государственным служащим. Заместитель главы Администрации Президента РФ В. Сурков, выступая перед активистами партии "Единая Россия", заявил, что соответствующая поправка будет внесена в закон о госслужбе в 2003 году (см. "Время новостей" от 20 февраля 2002 года). В свою очередь, эксперты профильного Комитета Госдумы подготовили соответствующие предложения для обсуждения на заседании Комитета (приводятся с сокращениями).
Актуальность этой проблемы стала очевидна в начале текущего года, когда министр МВД России Борис Грызлов был избран (или назначен?) лидером политической партии "Единство и Отечество – Единая Россия". Аргументы членов и сторонников этой организации о том, что Б. Грызлов – не штатный Председатель партии, а всего лишь ее лидер, не являющийся членом партии, не выдерживают никакой критики. Совершенно очевидно, что налицо правовая уловка, обход Федерального закона посредством использования "особых" терминов – и ни кем-нибудь, а министром внутренних дел, призванным стоять на страже правопорядка. Развивая эту логику, можно избрать "вторым лидером" "Единой России", к примеру, Министра обороны, "третьим лидером" – Министра юстиции и т.д., после чего приказать "беспартийным" военнослужащим, сотрудникам правоохранительных органов и государственным служащим – обеспечить "лидерство" в региональных отделениях "Единой России" по всей стране. В ходе применения Федерального закона "О политических партиях" обнаружился ряд других его недостатков. Так, в законе отсутствует норма о порядке приобретения политическим объединением, не желающим преобразовываться в политическую партию, статуса общественного объединения. Закон не регламентирует процесс преобразования в одну политическую партию сразу нескольких политических объединений, как это было в случае с объединениями "Единство", "Отечество" и "Вся Россия". Три организации были вынуждены сначала самороспуститься, а затем провести объединительный учредительный съезд или создать новое объединение, после чего провести преобразовательный съезд. |