Законотворческий процесс в Государственной Думе

ПРАВОЗАЩИТНЫЙ АНАЛИЗ
Выпуск 52 (специальный)
25 февраля 2003 года

Правоприменение Федерального закона "О политических партиях" (с точки зрения профильного комитета Государственной Думы)

Владимир ЛЕПЕХИН,
консультант Комитета Государственной Думы
по делам общественных объединений
и религиозных организаций

(Продолжение. Начало здесь)

Еще одной проблемой, поднятой в средствах массовой информации и имеющей к Федеральному закону "О политических партиях" непосредственное отношение, стала проблема членства в политической партии государственных служащих.

Статьей 23 Федерального закона предусмотрено, что ограничения права граждан России на вступление в политическую партию либо обязанность приостановления членства могут устанавливаться для отдельных категорий граждан федеральными законами.

В начале 2002 года некоторые депутаты и представители исполнительной власти стали высказываться за разрешение членства в партиях государственным служащим. Заместитель главы Администрации Президента РФ В. Сурков, выступая перед активистами партии "Единая Россия", заявил, что соответствующая поправка будет внесена в закон о госслужбе в 2003 году (см. "Время новостей" от 20 февраля 2002 года).

В свою очередь, эксперты профильного Комитета Госдумы подготовили соответствующие предложения для обсуждения на заседании Комитета (приводятся с сокращениями).

"…В принципе, можно поддержать внесение изменений, касающихся допущения членства государственных служащих в политических партиях, в Федеральный закон о государственной службе, но при определенных условиях.

Во-первых, и как минимум: чиновники, назначаемые на некоторые высшие посты в государстве (уровня министров и председателей госкомитетов), должны быть беспартийными (или приостанавливать членство в партии), в отличие от ИЗБИРАЕМЫХ чиновников, которые могут быть членами партии (в данном случае членство в партии или выход из нее должно быть ПРАВОМ избранного чиновника; такое право, кстати, закреплено за Президентом РФ статьей 10, частью 4 Федерального закона "О политических партиях").

В перспективе, когда парламентское большинство, возможно, будет участвовать в формировании правительства, это ограничение может быть снято.

Во-вторых, и в целом: членство государственных служащих (назначаемых, а не избираемых) в политической партии допустимо лишь после того, как в правовое поле будут введены понятия "правящая партия" и "оппозиционная партия" и, соответственно, возникнут правоотношения, связанные с полномочиями и ответственностью "правящей" и "оппозиционной" партий, а также соответствующими полномочиями парламента по формированию исполнительных органов государственной власти.

В настоящее же время разрешение государственным служащим быть членами партий на практике приведет к "вступлению наперегонки" чиновников в одну "президентскую" партию (а в регионах – в одну-две партии), к огосударствлению всех сколько-нибудь дееспособных партий, к еще большему доминированию исполнительной власти по отношению к власти законодательной, а также к закреплению административных методов управления страной (что явилось основной причиной неэффективности советской системы управления) и окончательной девальвации ценности и роли и без того находящейся в зачаточном состоянии партийной системы".

Актуальность этой проблемы стала очевидна в начале текущего года, когда министр МВД России Борис Грызлов был избран (или назначен?) лидером политической партии "Единство и Отечество – Единая Россия". Аргументы членов и сторонников этой организации о том, что Б. Грызлов – не штатный Председатель партии, а всего лишь ее лидер, не являющийся членом партии, не выдерживают никакой критики. Совершенно очевидно, что налицо правовая уловка, обход Федерального закона посредством использования "особых" терминов – и ни кем-нибудь, а министром внутренних дел, призванным стоять на страже правопорядка.

Развивая эту логику, можно избрать "вторым лидером" "Единой России", к примеру, Министра обороны, "третьим лидером" – Министра юстиции и т.д., после чего приказать "беспартийным" военнослужащим, сотрудникам правоохранительных органов и государственным служащим – обеспечить "лидерство" в региональных отделениях "Единой России" по всей стране.

В ходе применения Федерального закона "О политических партиях" обнаружился ряд других его недостатков.

Так, в законе отсутствует норма о порядке приобретения политическим объединением, не желающим преобразовываться в политическую партию, статуса общественного объединения.

Закон не регламентирует процесс преобразования в одну политическую партию сразу нескольких политических объединений, как это было в случае с объединениями "Единство", "Отечество" и "Вся Россия". Три организации были вынуждены сначала самороспуститься, а затем провести объединительный учредительный съезд или создать новое объединение, после чего провести преобразовательный съезд.

Дальше...
Оглавление выпуска