Законотворческий процесс в Государственной Думе

ПРАВОЗАЩИТНЫЙ АНАЛИЗ
Выпуск 52 (специальный)
25 февраля 2003 года

Правоприменение Федерального закона "О политических партиях" (с точки зрения профильного комитета Государственной Думы)

Владимир ЛЕПЕХИН,
консультант Комитета Государственной Думы
по делам общественных объединений
и религиозных организаций

(Продолжение. Начало здесь)

Еще одна правовая коллизия связана с религиозными и национальными признаками политической партии, содержащимися в ее наименовании. Закон не очень четко прописывает эти признаки, в силу чего у органов юстиции и представителей партий стали возникать вопросы – вправе ли получить государственную регистрацию Русская православная партия, Российская христианско-демократическая партия и Исламская партия? Аналогично – вправе ли рассчитывать на государственную регистрацию Славянская партия России, партия "Казаки России", партия "За Русь Святую", Конгресс русских общин, Русская социалистическая партия и партия "Русский дом"? Будет ли распространяться это требование на избирательные блоки? Допустимы ли, к примеру, такие названия, как избирательный блок "Русское дело" или "Сталинский блок" (в последнем случае налицо использование имени или псевдонима гражданина)? Означает ли присутствие слова "национальный" в названии партии наличие национального признака?

Минюст ответил на эти вопросы жестко, отказав в регистрации партиям, в названии которых имеется указание на связь с теми или иными конфессиями, в том числе – Российской христианско-демократической партии и Исламской партии. Вместе с тем, пока не отказано в регистрации партии, в названии которой имеется косвенный признак национальности, – партии "За Русь Святую".

По состоянию на 1 декабря 2002 года и по данным Министерства юстиции РФ процесс преобразования или создания прошли или проходили восемь политических партий, в наименовании которых фигурировали слова "народная" или "народ". Еще в семи случаях в названиях организаций присутствовали слова "единая" или "единство". Кроме того, встречались и прямые совпадения в наименованиях партий, имеющих или стремящихся получить государственную регистрацию. Так, в 1999 году Министерством юстиции России была зарегистрирована политическая организация (в апреле 2002 года принявшая решение о преобразовании в политическую партию) с названием "Народная партия "Россия единая" (НПРЕ) и, одновременно с этим, Минюст РФ выдал свидетельство о государственной регистрации новым политическим партиям с названиями "Народная партия" и "Единая Россия". Естественно возник вопрос: имеет ли Народная партия "Россия единая" основания оспорить в суде приоритет в использовании словосочетаний "Народная партия" и "Россия единая" в своем названии?

Еще одна коллизия возникла с Конституционной партией Российской Федерации, аббревиатура которой – КПРФ – повторяет аббревиатуру Компартии России.

В обоих случаях коллизия была разрешена не нормой закона и не судом, а чиновниками Минюста, которые приняли решение в пользу "сильных" – в пользу КПРФ, "Единой России" и "Народной партии". И если отмена регистрации Конституционной партии объяснима (Компартия гораздо раньше "застолбила" аббревиатуру КПРФ, ставшую известным политическим брэндом), то в случае со словосочетаниями "Единая Россия" и "Народная партия" приоритет, все-таки, на стороне НПРЕ, которая была зарегистрирована еще в 1999 году. Тем не менее, официально Минюст не нашел совпадения в названиях этих организаций, а неофициально – отказал НПРЕ в регистрации на основании повторения в названии этой организации двух раскручиваемых Кремлем политических брэндов – "Единая Россия" и "Народная партия".

"Народная партия "Россия единая" направила в Министерство юстиции письмо с просьбой разъяснить данную ситуацию. С этим же вопросом обратился в Минюст РФ и профильный Комитет Госдумы. Минюст не усмотрел совпадений в названиях этих организаций.

Дальше...
Оглавление выпуска