Законотворческий процесс в Государственной Думе ПРАВОЗАЩИТНЫЙ АНАЛИЗ Правоприменение Федерального закона "О политических партиях" (с точки зрения профильного комитета Государственной Думы)Владимир ЛЕПЕХИН,
консультант Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций (Продолжение. Начало здесь) Еще одна правовая коллизия связана с религиозными и национальными признаками политической партии, содержащимися в ее наименовании. Закон не очень четко прописывает эти признаки, в силу чего у органов юстиции и представителей партий стали возникать вопросы – вправе ли получить государственную регистрацию Русская православная партия, Российская христианско-демократическая партия и Исламская партия? Аналогично – вправе ли рассчитывать на государственную регистрацию Славянская партия России, партия "Казаки России", партия "За Русь Святую", Конгресс русских общин, Русская социалистическая партия и партия "Русский дом"? Будет ли распространяться это требование на избирательные блоки? Допустимы ли, к примеру, такие названия, как избирательный блок "Русское дело" или "Сталинский блок" (в последнем случае налицо использование имени или псевдонима гражданина)? Означает ли присутствие слова "национальный" в названии партии наличие национального признака? Минюст ответил на эти вопросы жестко, отказав в регистрации партиям, в названии которых имеется указание на связь с теми или иными конфессиями, в том числе – Российской христианско-демократической партии и Исламской партии. Вместе с тем, пока не отказано в регистрации партии, в названии которой имеется косвенный признак национальности, – партии "За Русь Святую". По состоянию на 1 декабря 2002 года и по данным Министерства юстиции РФ процесс преобразования или создания прошли или проходили восемь политических партий, в наименовании которых фигурировали слова "народная" или "народ". Еще в семи случаях в названиях организаций присутствовали слова "единая" или "единство". Кроме того, встречались и прямые совпадения в наименованиях партий, имеющих или стремящихся получить государственную регистрацию. Так, в 1999 году Министерством юстиции России была зарегистрирована политическая организация (в апреле 2002 года принявшая решение о преобразовании в политическую партию) с названием "Народная партия "Россия единая" (НПРЕ) и, одновременно с этим, Минюст РФ выдал свидетельство о государственной регистрации новым политическим партиям с названиями "Народная партия" и "Единая Россия". Естественно возник вопрос: имеет ли Народная партия "Россия единая" основания оспорить в суде приоритет в использовании словосочетаний "Народная партия" и "Россия единая" в своем названии? Еще одна коллизия возникла с Конституционной партией Российской Федерации, аббревиатура которой – КПРФ – повторяет аббревиатуру Компартии России. В обоих случаях коллизия была разрешена не нормой закона и не судом, а чиновниками Минюста, которые приняли решение в пользу "сильных" – в пользу КПРФ, "Единой России" и "Народной партии". И если отмена регистрации Конституционной партии объяснима (Компартия гораздо раньше "застолбила" аббревиатуру КПРФ, ставшую известным политическим брэндом), то в случае со словосочетаниями "Единая Россия" и "Народная партия" приоритет, все-таки, на стороне НПРЕ, которая была зарегистрирована еще в 1999 году. Тем не менее, официально Минюст не нашел совпадения в названиях этих организаций, а неофициально – отказал НПРЕ в регистрации на основании повторения в названии этой организации двух раскручиваемых Кремлем политических брэндов – "Единая Россия" и "Народная партия". "Народная партия "Россия единая" направила в Министерство юстиции письмо с просьбой разъяснить данную ситуацию. С этим же вопросом обратился в Минюст РФ и профильный Комитет Госдумы. Минюст не усмотрел совпадений в названиях этих организаций. |