Законотворческий процесс в Государственной Думе

ПРАВОЗАЩИТНЫЙ АНАЛИЗ
Выпуск 52 (специальный)
25 февраля 2003 года

Правоприменение Федерального закона "О политических партиях" (с точки зрения профильного комитета Государственной Думы)

Владимир ЛЕПЕХИН,
консультант Комитета Государственной Думы
по делам общественных объединений
и религиозных организаций

(Продолжение. Начало здесь)

Одними из самых проблемных норм Федерального закона стали нормы, касающиеся проверки членства в партии.

Закон не содержит требования о представлении в регистрирующие органы списков членов партии. Тем не менее, Министерство юстиции РФ предписало своим региональным органам требовать от партий представления таких списков, которые на практике попросту сдаются в органы юстиции для проверки.

Ясно, что это предписание противоречит Федеральному закону "О политических партиях", однако ни одна партия пока не рискнула оспорить в суде требования Минюста о предоставлении списков. Таким образом, проверка списков членов партии чиновниками органов юстиции стала основным инструментом административного управления политическими партиями и совершенно очевидно, что этот инструмент будет использован различными влиятельными "группами интересов" для зачистки партийного пространства весной с.г. – на завершающей стадии регистрации новых и перерегистрации действующих политических партий.

Избежать административного произвола со стороны чиновников органов юстиции в отношении партий через требование о предоставлении членских списков и их тотальную проверку можно только через внесение в Федеральный закон дополнения, предполагающего прямое запрещение регистрирующим органам требовать от партий предоставления этих списков, чему, разумеется, противится исполнительная власть.

Еще один вариант – сделать членство в политической партии открытым, а не анонимным. В этом случае данный принцип также следует зафиксировать в законе. (Заметим, однако, что законодатели при подготовке закона о партиях исходили из прямо противоположного принципа – анонимности информации о членстве в партии и запрета ее разглашения должностными лицами.)

Разумеется, возникает вопрос – как проверить соблюдение закона политическими партиями в той его части, которая касается членства (гражданство, постоянное или преимущественное проживание в соответствующем регионе и т.п.)? На наш взгляд, такая проверка должна проводится только при наличии соответствующих оснований: например, при наличии судебного иска, заявления гражданина в регистрирующий орган о его неправомерном включении в состав какой-либо партии и т.п. Только в этих случаях, а не по собственному произвольному желанию чиновник регистрирующего органа должен быть вправе требовать предоставления списка членов соответствующего регионального отделения партии. Иными словами, в отношении политических партий должна действовать презумпция добросовестности. Лишь в случае возникновения спорных ситуаций количественный состав партии может быть подвергнут внешней ревизии.

Летом 2002 года, после обобщения информации об итогах учреждения новых партий и проведения преобразовательных съездов более 50 политических общественных объединений, эксперты профильного Комитета ГД подготовили предложения по концепции законопроекта "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О политических партиях" и вынесли ее на обсуждение членов Комитета.

Эти предложения направлены, во-первых, на устранение имеющихся в законе пробелов, недостатков и редакционных неточностей, а во-вторых, на его совершенствование в части, касающейся реализации и защиты права граждан России на объединение и свободное участие в политической и общественной деятельности в составе политических партий. Кроме того, ряд предложений представляет собой концептуальные новации, связанные с необходимостью правового оформления новых позитивных тенденций в российском партийном строительстве и развитии политической системы в целом.

Дальше...
Оглавление выпуска