Законотворческий процесс в Государственной Думе ПРАВОЗАЩИТНЫЙ АНАЛИЗ Правоприменение Федерального закона "О политических партиях" (с точки зрения профильного комитета Государственной Думы)Владимир ЛЕПЕХИН,
консультант Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций (Продолжение. Начало здесь) Одними из самых проблемных норм Федерального закона стали нормы, касающиеся проверки членства в партии. Закон не содержит требования о представлении в регистрирующие органы списков членов партии. Тем не менее, Министерство юстиции РФ предписало своим региональным органам требовать от партий представления таких списков, которые на практике попросту сдаются в органы юстиции для проверки. Ясно, что это предписание противоречит Федеральному закону "О политических партиях", однако ни одна партия пока не рискнула оспорить в суде требования Минюста о предоставлении списков. Таким образом, проверка списков членов партии чиновниками органов юстиции стала основным инструментом административного управления политическими партиями и совершенно очевидно, что этот инструмент будет использован различными влиятельными "группами интересов" для зачистки партийного пространства весной с.г. – на завершающей стадии регистрации новых и перерегистрации действующих политических партий. Избежать административного произвола со стороны чиновников органов юстиции в отношении партий через требование о предоставлении членских списков и их тотальную проверку можно только через внесение в Федеральный закон дополнения, предполагающего прямое запрещение регистрирующим органам требовать от партий предоставления этих списков, чему, разумеется, противится исполнительная власть. Еще один вариант – сделать членство в политической партии открытым, а не анонимным. В этом случае данный принцип также следует зафиксировать в законе. (Заметим, однако, что законодатели при подготовке закона о партиях исходили из прямо противоположного принципа – анонимности информации о членстве в партии и запрета ее разглашения должностными лицами.) Разумеется, возникает вопрос – как проверить соблюдение закона политическими партиями в той его части, которая касается членства (гражданство, постоянное или преимущественное проживание в соответствующем регионе и т.п.)? На наш взгляд, такая проверка должна проводится только при наличии соответствующих оснований: например, при наличии судебного иска, заявления гражданина в регистрирующий орган о его неправомерном включении в состав какой-либо партии и т.п. Только в этих случаях, а не по собственному произвольному желанию чиновник регистрирующего органа должен быть вправе требовать предоставления списка членов соответствующего регионального отделения партии. Иными словами, в отношении политических партий должна действовать презумпция добросовестности. Лишь в случае возникновения спорных ситуаций количественный состав партии может быть подвергнут внешней ревизии. Летом 2002 года, после обобщения информации об итогах учреждения новых партий и проведения преобразовательных съездов более 50 политических общественных объединений, эксперты профильного Комитета ГД подготовили предложения по концепции законопроекта "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О политических партиях" и вынесли ее на обсуждение членов Комитета. Эти предложения направлены, во-первых, на устранение имеющихся в законе пробелов, недостатков и редакционных неточностей, а во-вторых, на его совершенствование в части, касающейся реализации и защиты права граждан России на объединение и свободное участие в политической и общественной деятельности в составе политических партий. Кроме того, ряд предложений представляет собой концептуальные новации, связанные с необходимостью правового оформления новых позитивных тенденций в российском партийном строительстве и развитии политической системы в целом. |