Законотворческий процесс в Государственной Думе

ПРАВОЗАЩИТНЫЙ АНАЛИЗ
Выпуск 52 (специальный)
25 февраля 2003 года

Предложения профильного Комитета Государственной Думы по внесению изменений и дополнений в Федеральный закон "О политических партиях"

(Продолжение. Начало здесь)

К главе 7 ("Государственное финансирование политических партий"):

Восстановить не прошедшую при рассмотрении законопроекта во втором чтении поправку Комитета, устанавливающую количество голосов избирателей, которое партия должна получить на выборах в Государственную Думу, чтобы иметь право на государственное финансирование, – 2% (статья 33, часть 5, пункты а) и б), а если зарегистрируется менее 25 партий, то, возможно, и 1%. (Справка: При рассмотрении в Думе законопроекта "О политических партиях" Комитет предлагал снизить процент голосов, дающий партии право на государственное финансирование, с 3 до 2, однако эта поправка не прошла. В связи с трудностями, возникшими в процессе получения государственной регистрации, необходимо создать дополнительный стимул для средних партий. Одним из таких стимулов может быть снижение процента с 3 до 2.)

В ходе обсуждения названных рекомендаций следует рассмотреть ряд положений, которые в перспективе также могли бы быть внесены в Федеральный закон "О политических партиях" в качестве дополнений.

Во-первых, это норма об отмене института сбора подписей и внесения залога для политических партий, поскольку они численностью, участием в выборах и фактом государственной регистрации подтверждают серьезность своих намерений и свои избирательные возможности. Целесообразно оставить эту норму только для кандидатов, выдвигающихся в одномандатных округах, а также на иные выборные посты. В перспективе следует освободить от сбора подписей кандидатов, выдвинутых в законодательный орган государственной власти, на пост главы субъекта РФ, а также на пост Президента РФ в случае, если этот кандидат выдвинут политической партией.

Во-вторых, целесообразно ввести в закон понятие "партийный фонд" и, возможно, предусмотреть специальный раздел о партийных фондах.

Все более актуальным становится вопрос о правовом закреплении понятий "правящая партия" или "партия парламентского большинства", "оппозиционная партия" или "партия парламентской оппозиции", "партия (партии) парламентского меньшинства" и т.п., а также "правовые гарантии оппозиционной деятельности" или "правовые гарантии партии (партий) парламентского меньшинства".

В частности, это предполагает появление в законе специального раздела, касающегося деятельности и полномочий парламентских фракций по итогам выборов.

Профильный Комитет ГД еще в 1995 году подготовил законопроект "О правовых гарантиях оппозиционной деятельности в Российской Федерации", который был отклонен Президентом РФ. В 1998 году депутаты и эксперты профильного Комитета подготовили новую редакцию проекта федерального закона "О политических партиях", в котором были подробно прописаны нормы, касающиеся "правящей" партии и "оппозиционной" партии (партий).

Суть этих положений вкратце сводится к следующему.

а) Развитая партийная система предполагает определенность таких понятий, как "правящая партия" и "оппозиционная партия". Должно быть ясно, какая политическая партия (или ряд партий) несут ответственность за проведение главой государства того или иного политического курса и, с другой стороны, избиратель должен знать, какие политические структуры являются альтернативой этому курсу. Кроме того, оппозиция должна иметь правовые гарантии своей деятельности. Это касается, прежде всего, гарантий полноценной работы оппозиционных партий в парламенте (равное представительство на руководящих постах Думы и т.п.), их доступа к государственным СМИ в определенном порядке и определенном объеме.

По мнению экспертов Комитета, статус "правящей партии" должна иметь партия (или несколько партий), выдвинувшая и избравшая главу государства и официально поддерживающая проводимый им курс. Соответственно, статус "оппозиционной партии" должна иметь партия (партии), официально объявившие о своей оппозиции действующему главе государства и его курсу, а также не выдвигающие (или не избравшие) своих представителей в органы исполнительной власти.

б) Разумеется, введение статуса "правящей" партии в условиях реальной многопартийности не имеет ничего общего с наличием правящей партии в советский период. "Правящая" партия в условиях закрепленного Конституцией России принципа политического многообразия не может иметь каких-то дополнительных прав по сравнению с другими партиями. Наоборот: статус "правящей" налагает на партию известную морально-политическую ответственность за проводимый главой государства или субъекта Российской Федерации курс.

С другой стороны, никто не отберет у партии, избравшей своего представителя главой государства или субъекта Федерации, право влиять на принятие этим политиком тех или иных решений – независимо от того, называется эта партия "правящей" или нет.

Дальше...
Оглавление выпуска