Законотворческий процесс в Государственной Думе ПРАВОЗАЩИТНЫЙ АНАЛИЗ Армия и права человека Раздел 1.Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации" и принятые в первом чтении изменения в законы, касающиеся организации военной и правоохранительной службы в РФ. 1. Законопроект № 265808-3 "О системе государственной службы в Российской Федерации" (вводит новое понятие государственной службы как механизма государственного управления на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации, а также дифференциацию федеральной государственной службы на 3 вида: гражданскую, военную и правоохранительную). Внесен Президентом РФ 20.11.2002 г. Профильный комитет – Комитет по делам Федерации и региональной политике. Принят в первом чтении 24.01.2003 г., во втором чтении 16.04.2003 г., в третьем чтении – 25.04.2003 г. Комментарий: Законопроект, принятый в первом чтении, был прокомментирован в разделе 5 блока "Армия и права человека" 51 выпуска оперативной информации. При подготовке ко второму чтению в законопроект было внесено около 30 поправок. Несколько поправок были необходимы по Конституции РФ. Например: 1. К основным принципам построения и функционирования системы государственной службы (в статью 3) добавлены:
Поправки о внесении двух последних из перечисленных принципов были поставлены на отдельное голосование по инициативе депутата Г. И. Райкова и отклонены (см. основную часть обзора). Следует обратить внимание на то, что при сохранении в системе государственной службы военной службы по призыву не могут быть соблюдены принципы: "приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты"; "законодательного закрепления единого подхода к организации государственной службы"; "профессионализма и компетентности государственных служащих". Чтобы они соблюдались, необходима отмена призыва, немедленный переход к профессиональной армии, комплектуемой только по контракту, и изменение общевоинских уставов. К сожалению, в пункте 2 Закона сохранилось положение о том, что федеральными законами о видах государственной службы "могут быть предусмотрены также другие принципы построения и функционирования видов государственной службы, учитывающие их особенности" – без упоминания, что при этом должны соблюдаться основные принципы, перечисленные в пункте 1 статьи 3. 2. В статью 1 добавлен пункт 2, согласно которому "на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации, действие настоящего Федерального закона не распространяется" (т.е. на Президента РФ и глав субъектов РФ – государственных служащих категории "А" по действующему в настоящее время ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации"). 3. Статья 8 содержит положение, согласно которому: "Квалификационные требования к гражданам для замещения должностей государственной службы устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации". Согласно этому положению и Конституции РФ (статье 15), должны быть официально опубликованы квалификационные требования к поступающим на военную службу солдатам, имеющим воинское звание "рядовой". Но другие поправки во многом сдерживают задуманное реформирование государственной службы. Например: 1. Из статьи 11 исключено положение, согласно которому "формирование кадрового состава государственной службы обеспечивается <в том числе> "созданием условий равного доступа граждан к государственной службе путем замещения должностей государственной службы на конкурсной основе" (было в первой редакции). Положение о создании кадрового резерва в федеральном государственном органе сохранилось в статьях 11 и 17. Значит, в самом Министерстве обороны и других силовых ведомствах федерального значения должен быть создан кадровый резерв для замещения должностей солдат. И это должно быть отражено в федеральном законе о военной службе. В пункт 2 этой статьи добавлены необходимые условия проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной службы, но сохранено неопределенное положение о том, что кроме конкурса может быть "другой порядок поступления на государственную службу и замещения вакантных должностей государственной службы". 2. Эта неопределенность усиливается тем, что из статьи 12 исключено положение, согласно которому "федеральными законами о видах государственной службы может устанавливаться порядок прохождения государственной службы соответствующего вида без заключения контракта". 3. В редакции, представленной на первое чтение, предполагалось (в статье 20), что действующий в России с 1995 года ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" "применяется в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, для определения государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей субъектов Российской Федерации, государственных должностей государственной службы и регулирования отношений, связанных с государственной гражданской службой и правовым положением (статусом) государственных гражданских служащих" – и только. В третьем чтении принята формулировка: "Признать утратившим силу подпункт 1 пункта 1 статьи 1, пункты 1 и 3 статьи 2, пункт 3 статьи 3 Федерального закона от 31 июля 1995 № 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" – т.е. закон, в основном, сохраняется, из него исключаются:
Весь остальной текст сохранен. Можно сопоставить эти два закона по их оглавлениям:
ДЛЯ СВЕДЕНИЯ. Закон "О системе государственной службы в Российской Федерации" – это первый из федеральных законов, разработка которых предусмотрена федеральной программой "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 – 2005 годы)" (утверждена Указом Президента РФ №1336 от 19 ноября 2002 г.). Финансирование программы осуществляется по целевой статье расходов федерального бюджета 464 "Расходы на мероприятия по реформированию государственной службы" (всего – 539,1 млн. руб.). В 2003 году объем финансирования – 231,7 млн. руб., из которых должно быть израсходовано на мероприятия по этапам программы:
26 марта с.г., после принятия Государственной Думой в первом чтении законопроекта "О системе государственной службы в Российской Федерации", в Центре Информационных Технологий МГУ была проведена интернет-конференция первого заместителя Руководителя Администрации Президента Российской Федерации Д. А. Медведева (распоряжением Пpезидента РФ от 15 августа 2001 г. № 436-pп Д. А. Медведев назначен руководителем межведомственной рабочей группы по подготовке проектов программы реформирования государственной службы Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов о государственной службе). Граждане задали около 200 вопросов, но на конференции они были обобщены в крупные блоки, и ответы были очень кратки. Суть их свелась к тому, что:
"Идет активная работа над законом "О государственной гражданской службе в РФ". "Этот документ – по сути, трудовой кодекс для госслужащих. Ведь идея нового законодательства состоит в том, что на госслужащего не распространяется действие трудового законодательства, на него распространяются нормы законодательства о госслужбе, и только в субсидиарном (дополнительном) порядке к деятельности госслужащего, могут быть применены нормы законодательства о труде". К сожалению, проблемы военной и правоохранительной службы Д. А. Медведев почти не затронул. Была сказана лишь общая фраза в ответе на вопрос о том, должны ли быть льготы у госслужащих, и будут ли они распространяться на членов семей чиновников: "Еще есть военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов. У них этих проблемных моментов еще больше. Но основное направление движения понятно: государственный служащий – и гражданский, и военный, в принципе, должен обеспечивать себя и свою семью сам". |