Хроника судебного процесса по делу "12-ти"

11.01.2011

В декабре 2010 года судебное разбирательство по так называемому делу «12» вступило в свою завершающую стадию. Сторона обвинения запросила для подсудимых сроки заключения от 17 до 25 лет лишения свободы. Троим подсудимым обвинители попросили суд применить высшую меру наказания - пожизненное заключение

Напомним, что ПЦ «Мемориал» на протяжении нескольких лет наблюдает за развитием судебного процесса по делу о нападении боевиков на сотрудников силовых структур и места их дислокации в нескольких населенных пунктах Ингушетии в ночь на 22 июня 2004 года. В причастности к этому преступлению обвиняются 12 человек, чьи дела были объединены в одно уголовное дело и в феврале 2007 года переданы в Верховный суд РИ. Уголовное дело сначала рассматривалось судом присяжных заседателей. 17 июня 2009 года Верховный суд Ингушетии удовлетворил ходатайство стороны обвинения о рассмотрении этого дела без участия присяжных заседателей. До этого момента, начиная с осени 2007 года, судебные заседания под различными надуманными предлогами откладывались. До тех самых пор, пока не были внесены поправки в УПК РФ, отменяющие рассмотрение судом присяжных дел, связанных с терроризмом.
После возвращения дела из Верховного суда России в Верховный суд Ингушетии его вновь направили в ВС РФ для определения подсудности в связи с отсутствием кворума в ВС РИ. В Ингушетии так и не смогли найти трех судей для ведения этого процесса: сторона обвинения или сами назначаемые судьи заявляли отвод, в том числе и судья, в чем производстве почти два года и находилось это дело. 19 ноября 2009 года ВС РФ принял решение о передаче дела в Ставропольский краевой суд.
В апреле 2010 года судебный процесс после длительного перерыва возобновился. В августе в судебном процессе был объявлен двух недельный перерыв. В сентябре разбирательства продолжились. Основную часть времени занимала чтение материалов уголовного дела. Допрашивались свидетели и потерпевшие по различным эпизодам уголовного дела.
Например, 14 сентября 2010 года были допрошены пять членов семьи Ажиговых. Убийство сотрудника милиции Ажигова вменяется подсудимым Амирханову и Ганиеву. Однако никто из потерпевших Ажиговых, рассказывая о факте убийства, не смог указать на какие-либо обстоятельства, указывающие на вину подсудимого: о подсудимых им известно только со слов следователей. 16 сентября был допрошен свидетель Ваха Русланович Измайлов. Ранее он был осужден как участник незаконных вооруженных формирований, обвинен в совершении различных преступлений, в том числе и в убийстве участкового из с.Али-Юрт Аспиева и в совершении других преступлений. Согласно версии обвинения, Измайлов был соучастником подсудимых Кодзоева, Эсмурзиева, Гамботова и других подсудимых.
В конце сентября в суде начались допросы подсудимых и свидетелей стороны защиты.
21 сентября изъявил желание давать показание подсудимый Магомед Исаевич Кодзоев. Он обвиняется в совершении преступления, предусмотренных ч.3 ст 222 (Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств ), ч.2 ст.209 (Бандитизм), ч.2 ст.210 (Организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней) ) УК РФ. На судебном заседании Кодзоев вину предъявленную ему полностью не признал и рассказал суду, что он является близким родственником подсудимому Мураду Эсмурзиеву. По просьбе последнего летом 2005 года он ездил в г.Малгобек, чтобы перегнать находящийся в аварийном состоянии автомобиль Эсмурзиева. Во время этой поездки был убит Мальсагов, а Эсмурзиев с места происшествия скрылся. Кодзоев был задержан, но затем освобожден за непричастностью в совершении преступления. Через полгода после данного инцидента Кодзоев с матерью уехал в Москву, где спустя непродолжительное время был задержан сотрудниками Уголовного розыска Москвы и этапирован в РСО-Алания. В последующем ему было предъявлено обвинение в участии в банде под началом Эсмурзиева и с применением физической силы выбиты признательные показания. От показаний, данных им ранее, Кодзоев отказался в суде и заявил, что они не соответствуют действительности. По ходатайству прокурора в связи с существенными противоречиями были оглашены показания Кодзоева, данные им на предварительном следствии. На вопрос суда, какие из показаний подсудимого Кодзоева являются правдивыми, он пояснил, что те, которые он дает судебном заседании.
29 сентября был допрошен подсудимый Эсмурзиев, обвиняемый в совершении ряда преступлений. В суде Эсмурзиев вину признал частично, а именно, в части незаконного хранения оружия: пистолета Макарова, изъятого у него при задержании, а так же в причинении вреда здоровью сотруднику милиции Костоеву.
Также Эсмурзиев показал, что до своего задержания в течение непродолжительного времени близко общался с Мержоевым (член незаконного вооруженного формирования; был убит в сентябре 2005 года), которого он перевозил на своем автомобиле по территории Ингушетии. Эсмурзиев знал, что Мержоев является членом НВФ, однако Мержоев в свои планы Эсмурзиева не посвящал. Также Эсмурзиев показал, что летом 2005 года он просил своего родственника Кодзоева перевезти автомобиль Эсмурзиева. При этом Эсмурзиев повторил в этой части показания, данные ранее в суде Кодзоевым и свидетелем Доскиевым. Остальную часть обвинений: участие в банде, совершение ряда преступлений в составе банды - Эсмурзиев опроверг. Также он рассказал, что в ходе следствия к нему применялось физическое насилие, вследствие чего у него ухудшилось здоровье, и он был дважды прооперирован.
5 октября допрошен свидетель Зейнап Хамзатовна Костоева и сестра подсудимого Эсмурзиева. Они подтвердили алиби Эсмурзиева на момент событий 22 июня 2004 года. Также были допрошены свидетели защиты подсудимого Д.Ю.Муталиева: Микаил Хаджимуратович Муталиев и Абу Магомедович Сапралиев, которые являются родственниками и односельчанами подсудимого. Они подтвердили доводы подсудимого Муталиева о его непричастности к предъявленному ему обвинению, охарактеризовали подсудимого с положительной стороны.
7 октября допрошен подсудимый Гамботов, который показал, что виновным себя не признает, однако подтвердил, что несколько раз оказывал содействие своему знакомому и соседу, члену незаконных вооруженных формирований Астемирову в перевозке продуктов на окраину леса. Позднее он узнал, что данные продукты предназначались для вооруженных людей, находящихся в лесу. Однажды он вместе с Астемировым ходил в лес и оказался на одной из баз, где находились незнакомые ему вооруженные люди, при этом одним человеком там велась видеосъемка. На данной видеосъемке был запечатлен и Гамботов. Какое-либо отношение к незаконным вооруженным формированиям он не имеет, участия в нападении на республику не принимал, иные преступления не совершал.
13 октября состоялся допрос подсудимых Ганиева и Гарданова, которые виновными себя признали не полностью. От признательных показаний, данных ими ранее на следствии, отказались, пояснив, что эти показания были даны под давлением и являются самооговором.
15 октября допрошены свидетели защиты подсудимого Ганиева: Магомед Ганиев и Ислам Ханиев. Они подтвердили алиби Ганиева, а именно факт его пребывания в Курской области на момент совершения преступлений, в которых он обвиняется. Как показали свидетели и сам подсудимый Ганиев, в Курской области проживает его брат, который занимается фермерским хозяйством.
В тот же день был допрошен подсудимый Дзортов, который вину свою признал частично т.е. часть3 ст. 222 (ношение и хранение оружия). Также он признался в том, что около двух месяцев по приглашению своего знакомого Нальгиева находился на базе в лесу. В последующем он покинул базу и прервал всякие отношения с Нальгиевым. Какие-либо иные преступления он не совершал.
19 октября допрошены свидетели защиты подсудимого М.И.Кодзоева. Они подтвердили доводы о его непричастности к совершению преступлений, в которых он обвиняется. Также свидетель Цолоев показал, что с подсудимым Кодзоевым ездил в Малгобек при обстоятельствах, ранее указанных Кодзоевым и Доскиевым, и так же был задержан на 15 суток и затем освобожден в связи с тем, что не был причастен к преступлениям. На вопрос защиты, задерживался ли он впоследствии, свидетель Цолоев пояснил, что нет. После допроса указанных свидетелей суд перешел к допросу подсудимого Т.Н.Пареулидзе, который пояснил, что виновным себя не признает полностью. Также он рассказал суду, что случайно оказался на лесной базе, где находились вооруженные люди. Он попал туда в связи с намерением перейти границу с Грузией и вернуться к себе домой.
21 октября допрошен подсудимый Хатуев, виновным он себя не признал и пояснил, что после второй чеченской кампании, в поисках убежища переехал в ст.Ассиновская Сунженского района Чеченской Республики; в нападении на Ингушетию не участвовал. Занимался строительством. По ходатайству прокурора были оглашены показания на следствии, по поводу которых Хатуев пояснил, что они были даны под принуждением, на следствии он и его адвокат неоднократно обращались с жалобами в различные инстанции по поводу применения насилия к подсудимому со стороны следствия.
25 октября допрошен подсудимый Б.Амирханов, который виновным себя не признал и показал суду, что на следствии под давлением вынужден был оговорить себя и других подсудимых в совершении различных преступлений. Также он пояснил, что до задержания он являлся студентом ВУЗа, занимался спортом, ничем преступным и противозаконным не занимался.
27 октября допрошен свидетель А.А.Муталиев, который виновным себя не признал. Он рассказал, что в период боевых действий в 1999 г в Чеченской Республике он ездил в Грозный, где проживала его тетя для того, чтобы вывезти оттуда ее мебель и вещи. В этот период он попал под бомбежку, и в квартиру тети попала бомба. От взрыва он получил контузию, стал плохо слышать. В ночь нападения на республику 2004 г. он находился дома. Незадолго до своего задержания с матерью уехал в Казахстан, где и был задержан.
9 ноября допрошены шесть свидетелей защиты подсудимого Муталиева и Б.Амирханова. Они подтвердили доводы подсудимых об их непричастности к совершению преступлений, в которых их обвиняют. Также адвокатом Гагиевым были заявлены ходатайства о признании недопустимыми доказательствами протоколов допроса подсудимых Д.Ю.Муталиева и М.И. Кодзоева, данных на предварительном следствии. Основаниями признания их недопустимыми адвокат указал на многочисленные нарушения УПК РФ, а также насилие, которое применялось к его подзащитным.
11 ноября были допрошены потерпевшие и свидетели обвинения, а так же свидетели защиты. Свидетели Гандарова и Цурова, преподаватели Ингушского университета, подтвердили тот факт, что 21 июня 2004 года подсудимый Амирханов сдавал экзамены, о чем в зачетной книжке есть отметки. По версии обвинения Амирханов еще до 21 июня прибыл в лес, где находился с бандой, и оттуда выехал вместе с ней и совершил нападение. Также были допрошены свидетели защиты Макуев и Есиев, которые на предварительном следствии были обвиняемыми Хатуева. Они рассказали, какие недозволенные методы применялись в отношении Хатуева на следствии. Также показания по Хатуеву дала З.Х.Насуханова (комитет против пыток ). Далее оглашались письменные материалы дела.
23 ноября оглашались письменные материалы дела, как со стороны обвинения, так и защиты. Далее стороной защиты были заявлены ходатайства о приобщении к материалам дела документов и публикаций, которые в части были отказаны. Так судом было отказано о приобщении к делу докладов ПЦ «Мемориал» «Конвейер насилия» и доклад ингушской правозащитной организации «Машр». Кроме того, было заявлено шесть ходатайств об исключении недопустимости доказательств. Все ходатайства были отклонены.
25 ноября допрошены бывшие следователи следственной группы, расследовавшие уголовное дело. Так свидетель И.А.Соболь, косвенно признал «жалобы о применении насилия зачастую были необоснованными». Он признал, что в одном помещении допрашивались разные лица одновременно.
30 ноября допрашивались свидетели защиты. Оглашались письменные материалы дела. Были заявлены очередные ходатайства об исключении недопустимости доказательств, которые были отклонены.
2 декабря в суде был допрошен последний свидетель зашиты: руководитель представительства ПЦ «Мемориал» в г.Назрань Т.Акиев, который рассказал о методах ведения следствия, о методах проведения контртеррористической операции в Ингушетии, а также о жалобах родственников подсудимых во время следствия на пытки и другие недозволенные методы. Повторно было отклонено ходатайство о приобщении доклада по теме насилия. Частично были удовлетворены ходатайства об исключении недопустимых доказательств. Сторона защиты заявила судейскому составу отвод. Отвод судом принят не был. В тот же день началось выступление обвинения в прениях сторон.
9 декабря государственное обвинение запросило для подсудимых наказание от 17 лет и выше. Троим подсудимым Ганиеву, Амирханову и Дзортову были запрошены пожизненные сроки. В тот же день в прениях сторон выступали подсудимые и их защитники.
21 декабря сторона защиты закончила прения, а 27 декабря в отношении подсудимых был продлен срок содержания под стражей до 15 апреля 2011 года. В тот же день стороны выступили с репликами. Затем 10 подсудимых выступили с последним словом.


См. также: http://www.memo.ru/hr/hotpoints/caucas1/msg/2010/09/m218450.htm
См. также: http://www.memo.ru/hr/hotpoints/caucas1/msg/2005/02/m37919.htm
См. также: http://www.memo.ru/hr/hotpoints/caucas1/msg/2010/04/m205861.htm
См. также: http://www.memo.ru/2009/06/23/2306091.html
См. также: http://chechnya.kavkaz-uzel.ru/articles/93150/