Верховный Суд Дагестана возобновляет слушания по делу об убийстве Фарида Бабаева

25.02.2010

26 февраля 2010 г. в 10:00 в Верховном Суде Республики Дагестан после более чем двухмесячного перерыва продолжатся судебные слушания по делу об убийстве лидера дагестанского регионального отделения партии "Яблоко", правозащитника и общественного деятеля Фарида Бабаева. Напомним, Верховный Суд РД повторно рассматривает дело по обвинению Расиля Мамедризаева и Сифирали Сефирмирзоева в совершении этого преступления. 4 июня 2009 г. судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда Российской Федерации отменила вердикт коллегии присяжных и приговор в отношении Мамедризаева и Сефирмирзоева; дело возвращено на новое рассмотрение в ином составе коллегии присяжных.
Повторное рассмотрение дела началось в конце августа 2009 г. В октябре суд заслушивал показания свидетелей, видевших обвиняемых на месте преступления до или сразу после убийства Бабаева. Два засекреченных свидетеля подтвердили, что незадолго до убийства видели во дворе квартирного дома Фарида Бабаева человека, очень похожего на подсудимого. Одна из свидетельниц заявила, что она обратила внимание на молодого мужчину потому, что он долго стоял в луже и делал вид, что разговаривает по мобильному телефону. По ее словам, она успела отвести своего ребенка в детский сад, а неизвестный все еще продолжал разговор. По показаниям второй свидетельницы был составлен фоторобот, очень похожий на Р.Мамедризаева.
Однако в ноябре 2009 г. сторона обвинения столкнулась со сложностью доставки в суд основного свидетеля по делу, проходящего под псевдонимом «Акаев». На предварительном следствии «Акаев» дал показания о том, что сразу после убийства Фарида Бабаева шел вдоль его дома и видел Мамедризаева с пистолетом в руках. Об этом «Акаев» в тот же вечер рассказал своему родственнику - сотруднику милиции, который написал рапорт и сообщил о наличии свидетеля убийства следственным органам. Эти показания являются главным доказательством вины Мамедризаева. В ходе первого судебного процесса свидетель «Акаев» повторил свои показания, но объяснил суду, что заинтересованные лица оказывают на него давление, и настойчиво просил судью обеспечить защиту ему и членам его семьи.
В ходе второго процесса допрос «Акаева» был назначен на 5 ноября 2009 г. Однако, несмотря на то, что на его показаниях держится обвинение, свидетель не явился ни на это, ни на последующие заседания.
В начале декабря государственный обвинитель сообщил коллегии присяжных о том, что свидетель «Акаев» с семьей уехал в Узбекистан и не сможет лично дать показания. В связи с этим судья Закир Эфендиевич Ирафилов постановил зачитать показания «Акаева», данные на предварительном следствии. В них он рассказывает, что видел Мамедризаева после убийства с пистолетом в руках. Однако 14 декабря в зале суда неожиданно появился адвокат свидетеля «Акаева», которая, со слов братьев Фарида Бабаева, перед началом заседания активно общалась с родственником обвиняемых.
Адвокат «Акаева» объявила, что ее клиент пришел в суд и готов дать показания лично, после чего «Акаев» в «черной комнате» заявил, что не находился у дома Бабаева в день убийства и ничего об этом деле не знает. Таким образом, он опроверг свои показания, данные на предварительном следствии и в ходе первого судебного процесса. На вопрос адвокатов Бабаева о том, почему «Акаев» изменил показания и в связи с чем он просил защиты у суда в ходе первого рассмотрения дела, свидетель ничего не ответил. На следующий день брат Фарида Бабаева, Артур, был госпитализирован в ЦРБ с резким обострением язвы желудка, заседания были отложены.
Родные Фарида Бабаева неоднократно обращались в следственные органы с просьбой защитить ключевого свидетеля и его семью, используя механизмы программы защиты свидетелей, что, очевидно, сделано не было. Ранее адвокаты обвиняемых заявляли ходатайство о рассекречивании «Акаева». Аргументом являлось и то, что его «и так уже все знают».
Еще одним испытанием для родных Фарида Бабаева стала объявленная 1 декабря неожиданная замена государственного обвинителя, который работал по делу с начала первого судебного разбирательства, владел всеми его деталями и был настроен жестко отстаивать линию обвинения. Судья Эфендиев дал новому государственному обвинителю один день на ознакомление с материалами уголовного дела в 10 томов. Только после бурного протеста со стороны потерпевших и ходатайства самого нового государственного обвинителя, ему были предоставлены несколько дней на ознакомление с материалами дела.
Правозащитный центр «Мемориал» крайне озабочен ходом судебного процесса и очевидной неспособностью правоохранительных и следственных органов обеспечить защиту ключевого свидетеля по делу об убийстве Фарида Бабаева. ПЦ "Мемориал" и ранее неоднократно выражал тревогу по поводу перспективы нового рассмотрения этого дела в Верховном суде Дагестана и высказывал опасения, что единственный свидетель, к которому так и не были применены меры безопасности, может изменить показания. В предыдущих пресс-релизах ПЦ "Мемориал" сообщал о давлении на других свидетелей и присяжных и в ходе первого судебного разбирательства. 30 октября 2008 г. родственники Фарида Бабаева и их адвокаты обнародовали заявление, в котором утверждали, что давление на свидетелей оказывают братья Седредина Канберова, который находится в розыске как заказчик убийства.


См. также: http://www.memo.ru/2007/11/26/2611076.html
См. также: http://www.memo.ru/hr/hotpoints/caucas1/msg/2008/10/m151536.htm
См. также: http://www.memo.ru/hr/hotpoints/caucas1/msg/2008/11/m152502.htm
См. также: http://www.memo.ru/hr/hotpoints/caucas1/msg/2008/12/m158807.htm
См. также: http://www.memo.ru/2009/01/15/1501092.htm
См. также: http://www.memo.ru/2009/02/03/0302093.htm
См. также: http://www.memo.ru/2009/06/05/0506095.htm