Завершилась школа-академия для финалистов конкурса «Человек в истории»

17.11.2020
Рисунок Полины Кампиони

С 23 октября по 8 ноября 2020 года прошла школа-академия для победителей и финалистов конкурса «Человек в истории. Россия – ХХ век» – виртуальная, как и объявление победителей конкурса нынешнего года. В ней приняли участие 26 школьников, 12 выпускников школьного конкурса («вожатых»), 19 организаторов – руководителей мастерских и историков-экспертов, сотрудников штаба и IT-поддержки, 2 приглашенных лектора и около 60 гостей, которые посмотрели финальный концерт – презентацию итоговых работ. Основной темой школы-академии стали различные медиаформаты. Школа проводилась в партнерстве с Московской высшей школой социальных и экономических наук.

Рассказывает Наталья Колягина, менеджер по развитию культурных проектов, организатор школы:

«Это был безусловно успешный, но и очень непростой опыт. Вся школа проходила в зуме – и конечно, такой формат имеет много ограничений. Мы не могли все время находиться рядом со школьниками, для участников сама школа была встроена в их повседневный график – кто-то продолжал заниматься с репетиторами и готовиться к ЕГЭ, кто-то посещал лекции в институте. Мы жили в разных часовых поясах – от Калининграда до Красноярска – и сознательно ограничивали интернет-общение не более чем 3 часами за раз (и то не каждый день). Однако школа состоялась, и ее результаты вдохновляют. 

Каждый из участников мог выбрать одно из направлений – мультипликация, видео, театр, графическая книга, подкаст, мокьюментари – и работал над финальным результатом в своей мастерской в течение двух недель. За основу были взяты исследовательские работы, участвовавшие в конкурсе. Нужно было понять, в чем медийный потенциал темы, написать новый сценарий, овладеть приемами выбранного жанра. В каких-то мастерских ребята пришли к общему сценарию и получили коллективную работу, в каких-то работали индивидуально. 

Мы исходили из идеи подготовить работы, которые могут и в дальнейшем бытовать в интернете, но в итоге то, к чему мы пришли,  вышло за рамки изначально обозначенной задачи. Сейчас уже можно познакомиться с тремя небольшими документальными фильмами. Готов 20-минутный подкаст, создан телеграм-канал (правда, ребятам предстоит решить, будут ли они развивать его и выкладывать новые посты). Авторы комикса написали сценарий и подготовили первые страницы будущей книги. Мастерская театра предложила пьесу, с которой очень хочется вести дальнейшую работу – устроить читку или постановку. Готова демоверсия анимационного фильма, и в ближайшее время появится расширенная версия. Работы получились очень интересными – и это большой успех школы.

Что делать дальше? При желании, все полученные результаты можно доработать и прислать на следующий конкурс. Но мы очень надеемся, что навыки, которые ребята приобрели на школе, они смогут применять вне зависимости от своего участия в проектах Международного Мемориала: это и умение выделить главное в большом объеме материала, и знание технических приемов для создания медийных продуктов, и понимание целей такой работы».