Выставка «А упало, Б пропало. Словник советской цензуры»

Цензурные практики в СССР с первых шагов советской власти и до последнего ее дня


А забрали, Б забрали, И забрали и т. д.
А. Галич. Чехарда с буквами. 1968 г.

На протяжении 70 лет в СССР развивалась уникальная система «всецензуры»: предварительному просмотру (а порой и пересмотру) подвергались решительно все произведения – как рукописные, так и печатные, изобразительные, музыкальные и визуальные, как создаваемые в стране, так и ввозимые из-за границы. Все элементы системы библиотечного хранения, звукозаписи, книгоиздания и кинопроизводства подвергались этому просмотру. При этом советскую «всецензуру» отличала феноменальная скрытность: в какой-то момент само слово «цензура» попало под запрет, а попытки упоминания о ней неизбежно пресекались самой же цензурой. Порой трудно бывает провести границу между сферами деятельности органов цензуры и госбезопасности: «надзор» за авторами, участие в подборе цензурных кадров, репрессии за допущенные «ошибки», участие в «зачистках» библиотек и проверка спецхранов – госбезопасность работала рука об руку с цензурой.

Выставка «А упало, Б пропало. Словник советской цензуры» рассказывает о жесткости и абсурдности цензурных практик в СССР – с первых шагов советской власти и до последнего ее дня: от А (ареста рукописи) до Я (магнитофона «Яуза» и культуры магнитиздата); от начала советской цензуры – Д (декрета СНК о печати) и создания Г (Главлита) – до тотального И (изъятия) и обширных К (купюр); от охоты за «контрреволюционными» О (опечатками) до запрета литеры Ъ. На каждую букву русского алфавита мы загадали слово, за которым спрятаны истории, иллюстрирующие фантастическую мелочность, патологическую придирчивость и хладнокровную безжалостность советской цензуры, а также примеры гражданского сопротивления ее «красным карандашам». Заглядывайте в ящики, зажигайте свет, отдергивайте занавесы – и вы увидите все, что скрыто: вы погрузитесь в истории, рассказанные через документы, публикации советской прессы, фрагменты советских фильмов и песен.

Куратор – Марина Савранская
Научные консультанты – Борис Беленкин, Анна Булгакова, Ирина Щербакова
Художественное решение – Василина Харламова
Графический дизайн – Ирина Кошелева

Партнер проекта – Фонд имени Фридриха Эберта в Российской Федерации

Выставка организована при финансовой поддержке программы Европейская инициатива по Демократии и Правам Человека Европейского Союза

Выставка работает в Международном Мемориале с 6 апреля до 6 сентября 2019 года ежедневно, кроме воскресенья и понедельника, с 11.00 до 19.00.

 

Partners
Фонд имени Фридриха Эберта Представительство Европейского Союза в Российской Федерации