Выставка лагерных рисунков Бориса Свешникова открылась в «Мемориале»

06.10.2020
На выставке "Белый эпос" в Международном Мемориале. Фото Ирины Галковой

6 октября – день памяти Бориса Свешникова (1927–1998), одного из самых глубоких и необычных художников советского андеграунда. В этот день в Международном Мемориале открывается выставка репродукций его лагерных рисунков «Борис Свешников. Белый эпос». Свешников умер двадцать два года назад. Возвращение к юношеским работам художника не случайно совмещено с печальной датой его ухода. 

Рисунки лагерной серии, со всей суровой странностью обстоятельств их создания, стали ключевым звеном творческих исканий мастера. В одном из своих последних текстов он писал: «Могу подтвердить свою благодарность судьбе, что с ранних лет своей жизни испытывал постоянные страдания и близость смерти, ибо это начало и конец всего сущего». Жизнь и смерть, сон и явь удивительным образом переплетаются в этих тонких замысловатых композициях, создающих тревожное промежуточное пространство, где возможна встреча разных миров и реальностей. 

Увы, практически вся лагерная графика художника разошлась по неизвестным частным владельцам, и показать ее как единое целое можно только в виде копий. К счастью, еще при жизни художника по инициативе его друга искусствоведа Игоря Голомштока работы были отсняты. Репродукции, изданные «Мемориалом» на основе этих снимков, стали основой для выставки. На ней представлено двадцать графических работ лагерной серии и альбом, изданный одновременно с репродукциями, в котором лагерная серия рисунков представлена во всей полноте. Отдельно стоит сказать об альманахе «Аполлон-77», уникальном издании, посвященном неофициальной советской культуре и изданном в Париже Михаилом Шемякиным. Лагерные работы Свешникова впервые были представлены широкой публике в эссе «Белый эпос» Андрея Синявского и стали тогда подлинным открытием для современников. 

Выставка продлится до 15 января 2021 года.