Выставки

Международный Мемориал ликвидирован решением ВС РФ 28 февраля 2022 года

Библиотека, архив, музей «Мемориала» – источники уникальных предметов и документов, рассказывающих о непарадных сторонах истории XX века. Одним из приоритетов общества является максимальная публичность этих собраний и, следовательно, участие в выставках. Кроме того «Мемориал» нередко берет на себя демонстрацию работ независимых художников. За выставочную деятельность «Мемориала» ответственен музей, а также кураторы отдельных экспозиций.

Текущие выставки

С 18 января 2022 года выставки временно закрыты для посетителей из-за ухудшения эпидемической обстановки в Москве

Ваш портрет, ваша честь. Рисунки из судов. 15 декабря 2021 года – 14 февраля 2022 года

Материал. Женская память о ГУЛАГе. 6 октября 2021 года – 15 марта 2023 года
Расписание кураторских экскурсий по выставке здесь

Postscriptum. Восточные рабочие в Третьем Рейхе. Передвижная выставка

Виртуальные выставки

Их защищал Сахаров

Память в проекте

Онлайн-экскурсии, аудиогиды со слайдами, виртуальные туры собраны здесь

Прошедшие выставки

История политических репрессий и протеста

ГУЛАГ. Система лагерей в СССР (1999). В экспозиции были представлены несколько сотен фотографий и документов, рисунки художников-заключенных, предметы лагерного быта. За два месяца экспонирования в замке Форцеско в Милане выставку посетило более 60 тысяч человек. Кураторы – Н. Охотин, М. Флорес, Ф. Гори. Прокат сокращенной экспозиции осуществлен в 9 университетских городах Италии в 2000–2003 гг. Издан сборник исторических материалов, иллюстрированный фотографиями с выставки (на итал. языке). См. также интервью Никиты Охотина в Информационном бюллетене «Мемориала», № 22, 2001 (второй материал на странице).

Долгое эхо (Тоталитаризм и современность). (2002–2003). Постерная документальная выставка. Кураторы – В. Дукельский, Н. Охотин. Экспонировалась в Берлине и Брюсселе.

ГУЛАГ – страна зеков (2004). Одна из крупнейших выставок музея Международного Мемориала, задачей которой было посмотреть на жизнь в сталинских лагерях под этнографическим углом зрения. Кураторы – Ж. Пирон, В. Дукельский, Н. Охотин. Выставка экспонировалась в женевском музее этнографии. Выставке был посвящен тематический номер журнала Totem (№ 40). Копия выставки демонстрировалась в музее Фальстад (Норвегия). Выпущены каталоги выставки на английском и норвежском языках.

До твоего рождения (История СССР – пропаганда и реальность). Постерная документальная выставка. Кураторы – В. Дукельский, Н. Охотин, М. Соколова.

1937 – Большой террор – 1938 (2007). Выставка, посвященная 80-летию Большого террора. Кураторы – А. Литвин, Н. Охотин.

Репрессии в электроэнергетике: 1918–1953 (2008). Выставка выполнена по заказу РАО ЕЭС и демонстрировалась в девяти городах России на презентациях книги «Заключенные на стройках коммунизма. ГУЛАГ и объекты энергетики в СССР : Собрание документов и фотографий» (М.: РОССПЭН, 2007). Кураторы – А. Литвин, Н. Охотин. 

ГУЛАГ. Следы и свидетельства: 1929–1956 (2012–2013). Музей Международного Мемориала предоставил около 500 экспонатов для совместной с Музеем «Бухенвальд и Миттельбау-Дора» выставки, задачей которой было представление быта и повседневности ГУЛАГа через рассказы его узников и предметы музейной коллекции. Выставка демонстрировалась в Нойхарденберге, Веймаре и Берлине. Кураторы – Н. Охотин, И. Щербакова, В. Книгге. Издана книга GULAG. Spuren und Zeugnisse. Weimar, 2012.

Преодоление: Русская церковь и советская власть (2012–2014). Для этой выставки музей Международного Мемориала предоставил 54 экспоната. Выставка была открыта в Православном Свято-Тихоновском Гуманитарном Университете, также экспонировалась в Государственном центральном музее современной истории России. Кураторы – С. Фадеева, П. Ермилов. См. репортаж с открытия на сайте ПСТГУ.

Свет во тьме (2013). Совместная со Свято-Тихоновским университетом выставка была посвящена гонениям на РПЦ в советское время и включала двенадцать экспонатов из музея Международного Мемориала. Выставка проходила в Римини. Куратор – С. Фадеева. См. пресс-релиз на сайте ПСТГУ.

Рисуем суд (2014). На выставке были представлены судебные рисунки с общественно значимых процессов, которые проходили на протяжении последних лет в России, Украине и Белоруссии. Акцент был сделан на политических процессах. Кураторы – В. Ломаско, З. Понировская. Продюсер – Н. Дашевская. Выставка проходила в «Мемориале». 

Самиздат в ГУЛАГе (2015). Партнерская выставка в музее Дома литературы (Берлин). Музей Международного Мемориала предоставил для нее самодельные лагерные книги, среди которых сборник стихов А. Блока, сказки О. Уайлда, сочинения по философии и сатирический альманах. Кураторы – И. Галкова, Х. Винкель, Л. Дитрих.

Папины письма (2013). Рассказ о судьбах семи репрессированных отцов через их письма к детям, хранящиеся в архиве Международного Мемориала. После нескольких месяцев экспонирования в выставочном зале художник Петр Пастернак сделал передвижной вариант выставки. В таком виде она была показана в библиотеках, музеях и школах десятков россйских городов. Кураторы – А. Козлова, И. Островская. Дизайн – П. Пастернак. См. статью о выставке на портале «Православие и мир». Материалы выставки послужили основой для книги «Папины письма».

Право переписки (2014–2015). На выставке представлены записки и письма политзаключенных советских лагерей 20–80-х годов из собрания архива Международного Мемориала. Эти материалы дают документальное представление о режиме переписки – малоизвестной стороне репрессивной системы ГУЛАГа, регламентирующей общение заключенных с «волей». Выставка экспонировалась в Международном Мемориале. Кураторы – А. Козлова, И. Островская, С. Фадеева. Экспозиция – Ю. Аввакумов, Т. Сошенина. По материалам выставки выпущена книга «Право переписки». Доступен виртуальный тур по выставке.

От цензуры и самиздата к свободе слова: 1917–1990 (2015–2017). Выставка в первую очередь посвящена тем, кто в послесталинскую эпоху сопротивлялся несвободе, кто явочным порядком эту свободу утверждал, кто решился быть свободным в несвободной стране. В основе передвижной выставки – материалы библиотеки «Мемориала» и ГПИБ. Кураторы – Б. Беленкин, Е. Струкова. Дизайн – П. Пастернак. Выставка экспонировалась в Международном Мемориале, в школах Москвы, в Томске, в университетах Франции и Италии. 

Жить или писать. Варлам Шаламов (2016–2017). Партнерская выставка с Домом литературы (Берлин) и сайтом shalamov.ru. Судьба одного из самых ярких авторов «лагерной прозы» представлена в копиях документов из российских государственных и личных архивов и предметов из музея Международного Мемориала. Кураторы – К. Линкс, В. Ф. Шеллер, И. Галкова. После показа в Международном Мемориале выставка была перевезена в Санкт-Петербург, дальнейшее экспонирование координирует Музей ГУЛАГа. Доступен аудиогид по выставке.

58-я. Неизъятое (2016–2017). Выставка портретов и историй бывших охранников и заключенных ГУЛАГа, собранных журналистами «Новой газеты» Анной Артемьевой и Еленой Рачевой в книге «58-я. Неизъятое». Экспозиция была дополнена предметами из музея Международного Мемориала. Демонстрировалась в Международном Мемориале.

Первые. Аресты 25 октября 1917 – 4 января 1918 гг. (2017–2018). Выставка о судьбах людей, арестованных в первые дни и месяцы существования Советской власти – до созыва и разгона Учредительного собрания. Куратор – Б. Беленкин. Дизайн – Planet 9. Демонстрировалась в Международном Мемориале.

Театр жизни Каролы Неер. Судьба немецкой актрисы, погибшей в ГУЛАГе (2017–2018). Выставка о трагедии выдающейся творческой личности, бежавшей от одной диктатуры и погибшей в другой. Кураторы – И. Щербакова, М. Шилова. Архитекторы – Кирилл Асс, Надя Корбут. Графический дизайн – И. Гурович. Доступен аудиогид по выставке.

После полудня. 1968 (2018–2019). Советская, эмигрантская и иностранная печать, мемуары, интервью, дневники, поэтические отклики, фотографии, видеохроника и записи августовских радиопередач – свидетельства 1968-го и о 1968-м. Архитекторы – Александр Бродский, Надежда Корбут, Александра Боева, Ирина Горбунова. Содержание – Ольга Лебедева, Алексей Макаров, Екатерина Павленко, Александра Поливанова. Доступен виртуальный тур по выставке.

Засушенному – верить (2018–2019). Передвижная выставка Государственного биологического музея им. К. А. Тимирязева и Международного Мемориала об истории Соловецкого лагеря, рассказанной через гербарий. Автор и куратор – Надежда Пантюлина. Сценография – Петр Пастернак. Свет – Зиновий Бланк. Художник – Мария Волохонская. 

«Собачье сердце»: Приключения запрещенной книги. Чудовищная история (2019). Совместная выставка Музея М. А. Булгакова и Международного Мемориала, рассказывающая о том, как, несмотря на репутацию антисоветской, запрещенной вещи, повесть Булгакова все равно находила своего читателя. Кураторы – Мария Котова, Петр Мансилья-Круз. Дизайн – Алина Саулова. Архитектура – Анна Кайдановская.

А упало, Б пропало. Словник советской цензуры (2019). Выставка о цензурных практиках в СССР с первых шагов советской власти и до последнего ее дня. Куратор – Марина Савранская. Художественное решение – Василина Харламова. Графический дизайн – Ирина Кошелева. Издан каталог выставки.

(на)против стены (2019–2020). Выставка о мирных протестах 1989 года в странах социалистического блока. Кураторы – Маргарита Маслюкова, Екатерина Мельникова, Екатерина Павленко. Дизайнер – Стас Жицкий.

Это личное. Предметы из концлагерей (2020). Фотографии вещей из собраний мемориальных комплексов Равенсбрюк и Заксенхаузен. Фото – Ричард Визель, исследование и текст – Роберт Зоммер.

Донской крематорий (2020). История и архитектура уникального некрополя. Совместный проект Международного Мемориала и галереи «На Шаболовке». 

Скрипка Бромберга (2019–2021). Жертвы антиеврейских кампаний 1920–1050-х гг. в СССР. Кураторы – Борис Беленкин, Ирина Щербакова. Архитекторы – Кирилл Асс, Надя Корбут.
Доступна виртуальная экскурсия по выставке. Издан каталог.


Художественные выставки

Цикл выставок, посвященных творчеству репрессированных художников. Экспонировались в Москве (1989, 1990, 1995 гг.), Вене (1990, 1992), Амстердаме (1993), Норильске (1993), Варшаве (1992, 1994). Вышел каталог «Творчество в лагерях и ссылках: Графика, живопись, рукоделие, ремесло». Куратор – В. Тиханова.

Времена не выбирают (2009). Выставка работ лагерных художников, организованная в сотрудничестве с Правительством Москвы, Союзом художников и др. На ней были представлены около 150 экспонатов музея «Мемориала». Выставка экспонировалась в Центральном выставочном зале Московского дома художников (Малом Манеже). Куратор – С. Фадеева. См. рецензию на портале «Уроки истории».

Михаил Рудаков. Графика. 1940–1960 (2010). Музей «Мемориала» предоставил 65 экспонатов для выставки, которая проходила в Центральном доме художника. Кураторы – О. Рудакова, С. Фадеева. См. пресс-релиз о выставке на портале museum.ru.

«Альбомы нынче стали редки…» (2013). Выставка посвящена эволюции жанра альбома в конце XVIII – начале XXI вв. Музей «Мемориала» предоставил рукописные альбомы, лагерные альбомы с карандашными и акварельными рисунками, несколько гербариев из фонда А. Ф. Вангенгейма. Выставка проходила в Государственном музее А. С. Пушкина. Куратор – С. Фадеева. См. пресс-релиз на сайте музея и рассказ о выставке на портале «Уроки истории». Издан каталог выставки.

Незабытые имена. Вера Кизевальтер (1899–1982), Виктор Тоот (1893–1963). (2014). Виктор Тоот провел в лагерях восемь лет, тридцать его картин и эскизов хранятся в музее «Мемориала» и были представлены на выставке в галерее «Ковчег» вместе с работами его жены Веры Кизевальтер. Куратор – С. Фадеева. См. пресс-релиз на сайте галереи «Ковчег». Издан каталог выставки.

Истории двух городов (2014–2015). Современные венские художники создали произведения искусства, вдохновившись предметами из архива «Мемориала», в то время как московские художники «переработали» предметы из коллекции венского Еврейского музея. Выставка демонстрировалась в Вене и в Москве. Идея выставки: И. Щербакова, Д. Спера, С. Мраз. Кураторы – Н. Петрова, А. Петерле, С. Мраз. См. пресс-релиз на сайте Австрийского культурного форума.

Борис Свешников. Белый эпос (2020–2021). Публикации лагерных рисунков. Куратор – Ирина Галкова. Доступна виртуальная экскурсия по выставке.

Андрей Сахаров – академик совести (2021). Графика Кати Гущиной


Выставки, посвященные отдельным событиям

«Дружба, скрепленная кровью...» (1989). Выставка, посвященная 50-летию пакта Молотова – Риббентропа. Впервые широкой аудитории были представлены материалы секретных протоколов соглашения, использованы копии документов из германских и прибалтийских архивов. Выставка экспонировалась в ДК Русакова и ГПИБ. О подготовке и восприятии выставки в интервью Бюллетеню Мемориала рассказал научный консультант выставки Сергей Случ.

Катынь (апрель 1990). Выставка, посвященная расстрелу польских офицеров в апреле-мае 1940 года. Материалы были предоставлены польскими историками – это фотографии расстрелянных офицеров и подборка документов по истории взаимоотношений СССР и Германии в 1939–1941 годах. Выставка экспонировалась в Киноцентре (Москва). Куратор – Б. Беленкин. Репортаж о выставке опубликован в «Бюллетене Мемориала» (№ 22).

Невольники Третьего Рейха (2005). Документальная выставка о судьбе остарбайтеров, основанная на коллекции архива «Мемориала». Кураторы – А. Литвин, Н. Охотин. Выставка проходила в Музее революции. По материалам выставки выпущен CD-ROM.

Герои и антигерои эпохи. Эскизы к выставке. (2011). Выставка посвящена 20-летию августовского путча 1991. В основе – листовки и пропагандистские материалы, подборки документов и прессы из фондов библиотеки «Мемориала» и Государственной Публичной Исторической Библиотеки. Выставка проходила помещении ГПИБ. Куратор от «Мемориала» – Б. Беленкин. См. пресс-релиз на сайте ГПИБ.

Москва – 1993. 14 дней осени (2013). Листовки, документы, пресса и видеохроника, связанные с событиями сентября-октября 1993 года, из фондов Государственной Публичной Исторической Библиотеки и «Мемориала». Выставка проходила в помещениях ГПИБ и «Мемориала». Куратор от «Мемориала» – Б. Беленкин. См. видео с открытия выставки в ГПИБ.

Чечня: этюд в кровавых тонах. (2001). Совместная выставка Правозащитного центра «Мемориал» и группы художников «Социальное действие», посвященная истории современных чеченских войн. Выставка прошла в президиуме Фонда культуры. 

Воронка времени «Ч»: 1994–1995. Поиски выхода из тупика войны (2015). Выставка об истории Первой чеченской войны и правозащитного движения в это время, основанная в первую очередь на материлах Правозащитного центра «Мемориал». Прошла в холле «Мемориала». Кураторы – О. Трусевич и Д. Шкапов. См. репортаж с открытия выставки на сайте Hro.org.

Postscriptum. Восточные рабочие в Третьем Рейхе (2018). Выставка подготовлена на основании описанных и отсканированных материалов из коллекции по истории принудительного труда Архива Международного Мемориала. Кураторы – Н. Ломакин, Э. Руденко. Дизайнер – С. Жицкий. 

ОбъединивШИЕСя (2019). Хроника и участники протеста на станции Шиес в работах фотографов. Кураторы – Александр Смирнов, Анна Булгакова. Дизайнер – Алина Саулова. Выставка проходила в Сахаровском центре.

Последний год. Сахаров и Мемориал (2021). События последнего года жизни Андрея Дмитриевича Сахарова (1921–1989) и его участие в создании общества «Мемориал». Кураторы – Алексей Макаров, Борис Беленкин, Ирина Щербакова. Экспозиционеры – Егор Ларичев, Надежда Максимова (АХХА ПОСЛЕЗАВТРА). Издан каталог выставки.

Отнятая память (2021). Истории десяти остарбайтеров и узников концлагерей из Советского Союза и кампания по поиску их потомков. Кураторы – Эвелина Руденко, Анна Мейер-Осински, Шарлотта Гроссманн. Доступна кураторская экскурсия по выставке (видео).


История пропаганды и образования

Антисемитизм и национализм конца советской эпохи (1992). Выставка пропагандистских материалов антисемитских и националистических движений была основана на фондах библиотеки «Мемориала». Была подготовлена в сотрудничестве с Центром второго мира и Институтом социальной истории (Амстердам). Выставка экспонировалась в Институте социальной истории в Амстердаме. Куратор – Б. Беленкин. Был выпущен каталог на микрофишах (выдается по специальной просьбе).

Статья 74? (1995). Выставка антисемитских агитационных листовок и публикаций из фонда библиотеки «Мемориала». Открытие было приурочено к парламентским слушаниям «О предупреждении проявлений фашистской опасности в Российской Федерации». Выставка экспонировалась в Государственной Думе, в РГГУ, в здании Московского Мемориала, в Екатеринбурге. Куратор – Б. Беленкин. В библиотеке «Мемориала» сохранились материалы к семинарам-обсуждениям выставки.

Скажи мне, кто твой враг (2004–2005). Выставка была посвящена образу врага в пропаганде XX века и призвана напомнить об опасности ксенофобии. Экспонировалась в Политехническом музее. Кураторы – В. Дукельский, Н. Охотин, Т. Юренева. Отчет о выставке опубликован на портале museum.ru.

Разные войны (2016–2017). Выставка основана на материалах учебников для старшеклассников из шести стран: России, Германии, Италии, Чехии, Польши и Литвы. Цель – показать, какие из событий и проблем истории Второй мировой войны выделены в учебниках в качестве основных и как по-разному освещены в них одни и те же явления. Выставка экспонировалась в «Мемориале» и многих российских городах, английская версия демонстрировалась во всех включенных в экспозицию европейких странах. Куратор от «Мемориала» – Н. Ломакин. Изданы каталоги на русском и английском языках. В 2020 году выпущен фильм «Clash of Memories» (режиссер – Стефано ди Пьетро), посвященный развитию этого международного проекта.

Уличные выставки

Город как учебник истории (2014–2015). На 12 небольших стендах выставки были размещены фотографии мест (объектов, зданий), связанных с историей политических репрессий в СССР в 1920–50е гг., и исторические справки к ним. Через визуальные образы был показан масштаб репрессий в Москве в 1930-е годы. Выставка была открыта 29 октября 2014 года в сквере у Соловецкого камня, а затем перемещена в Музей Москвы. Архитектор – С. Ситар. Графика – И. Гурович.

«Когда мы вернемся в город...» Варлам Шаламов в Москве (2016). Выставка, посвященная московской судьбе писателя. Куратор – И. Галкова. Проходила на Гоголевском бульваре, у Соловецкого камня. 

История Расстрельного дома (2018). Стенды на Никольской улице в Москве с рассказом об истории дома № 23, где в 1930-х годах располагалась Военная коллегия Верховного суда СССР, вынесшая огромное количество «расстрельных» приговоров в годы Большого террора (1937–38 гг.). Исследование и текст – проект «Это прямо здесь». Художник – Н. Шендрик. 

Это прямо здесь. По следам советского террора (2018–2019). Фотовыставка на досках. Фотографии – Александр Андриевич. Архитектурное решение – Евгений Асс. Тексты – topos.memo.ru.

Мои документы. 1937. Путеводитель (2019). Уличная выставка, основанная на материалах следственных дел москвичей, арестованных в 1930-е годы. Архитектурное решение – Александр Бродский. Графический дизайн – Наташа Шендрик.